Украинский рынок спецтехники уничтожен. Так считает Анатолий Матиос из главного контрольного управления Администрации президента. Это произошло после того, как в середине 2010 года в статью 359 Уголовного кодекса внесены изменения. Ответственность перед законом несут те, кто продает, покупает и использует специальные технические средства. Все дела ведет Служба безопасности Украины.
"Наша специальная техника, которая производилась в Украине, экспортировалась во многие страны мира. В ту же Азию, в ту же Америку. Средства до сих пор используются на защиту других государств. А у нас за это наказывают", - говорит Матиос.
По его словам уже более тысячи человек привлечены или привлекается к уголовной ответственности.
"Они получают от условных до реальных сроков лишения свободы, - говорит он. - Это нонсенс. В СБУ подстраховались на все случаи жизни. Соответственно теперь имеем то, что имеем. Кроме того, что я представитель Администрации президента, я действующий генерал-майор СБУ. В силу своих обязанностей очень хорошо знаю эту тематику. Служба безопасности Украины стала монопольной. Она вобрала в себя триединую функцию: сама обнаруживает, делает экспертизу и расследует. Еще безосновательно и кулуарно расширили список спецсредств, по которым сейчас осуждают украинцев".
Узнать, является ли определенная вещь "шпионской", невозможно. Методология определения специальных технических средств (СТС) засекречена.
"Это привело к перекосу основного юридического базиса. Человек не освобождается от ответственности за незнание законов, но она не может разобраться: ручка, которой ставим галочки в Центре занятости есть СТС или нет. И это при том, что каждое оперативное подразделение оперативных служб обладает достаточно большим перечнем или арсеналом незаконных, согласно кодексу, технических средств".
Он отмечает, что сейчас страдают невинные. А тот, кто этим занимается, не несет за это никакой ответственности. Если спросить чем занимают охранные структуры, то каждый ответит, что прослушивают, просматривают и все это делают незаконно. В первую очередь своих работников. А не привлекаются к уголовной ответственности, потому что там работают бывшие сотрудники СБУ, бывшие милиционеры, бывшие налоговики. А рядовой гражданин, который хочет как Кулибин что-то определить и исследовать, подпадает под уголовную ответственность".
Методология определения - есть спецсредство запрещенным или нет, засекречена. Судьи вынуждены опираться на выводы экспертов того же СБУ.
"Судья районного суда не знает, что такое спецсредство. И для него любой документ с оттиском "эксперт", заставляет по закону принимать решения. Институт спецтехники и судебных экспертиз СБУ застрял в архаизмов 90-х годов, - говорит он. - А люди, которые попали под уголовные дела сейчас сидят и думают: "Мои дети будут считаться детьми осужденных". Мы этого не ощущаем. Но они имеют право нести ответственность за, то в чем не разбираются. Для того, чтобы они понимали, мы должны инициировать скорейший пересмотр определения методологии средств спецтехники. Должны быть учтены интересы государства, общества, Министерства внутренних дел, налоговой милиции и Службы безопасности Украины".
Комментарии
2