1651 грн пенсии получает 71-летняя Екатерина Ивановна, жительница райцентра на юге Киевской области.
На отдых она вышла в 2001-м. До прошлого года получала пенсию чуть больше минимальной по возрасту.
— Всю жизнь проработала звеньевой в колхозе. На работу пошла где-то в 13 лет. Учиться хотела, но провела жизнь на ферме и в поле. Соседка Мария как-то похвасталась, что получает вдвое большую пенсию, чем я. Хотя всю жизнь учительницей работала, проходила чистенько одетая. А я — уже баба согнутая.
Женщина обращалась в районное отделение Пенсионного фонда для пересчета выплат.
— Там сидят такие девушки красиво одетые, в золоте. Спрашивают, чего это я так мало получаю. Весь век тяжело проработала. Дала одной женщине 50 гривен, так она подсказала, что нужно взять справку о зарплате за пять лет работы с 1970-х. А если бы не заплатила, то и того не сказали бы. Ждут, пока кто конфеты принесет или деньги всунет. Хотя это их работа, — рассказывает пенсионерка. — Я принесла новую справку, и мне пересчитали пенсию заново. Добавили 80 рублей.
Сын Екатерины Ивановны, Мирослав, пошел в Пенсионный фонд.
— Подошел с коробкой конфет, — говорит Мирослав, 40 лет. — Расспросил, может, еще какие-то справки нужно принести, чтобы матери пенсию увеличить. Посетовал, что живу далеко от матери. А она болеет. На всякий случай оставил свою визитку.
Через два дня Мирославу позвонили. Сказали, что пенсию можно увеличить. Но нужно заплатить 5 тыс. грн, чтобы изменить информацию в базе данных.
— Мать лишней копейки никогда не потратит, — продолжает Мирослав. — Все собирает, прячет. Я и говорю: "У тебя уже отложено"на смерть". Давай заплачу кому нужно. Будешь получать больше. Деньги тебе за год вернутся". Мама немного поотнекивалась, но дала деньги.
Мирослав занес взятку начальнику отдела.
— Что именно и как поменяли в компьютерной базе, мне не объясняли. Может, записали, что мать пять лет на шахте проработала, — смеется. — Зато теперь получает намного больше.
Автоматизированная система персонифицированного учета данных в Украине действует 11 лет. До этого справки хранились в делах, в Пенсионном фонде.
— Данные по базе проверяют редко, — объясняет работница. — Никто не станет проверять, где и до какого года тот пенсионер работал и какие у него заслуги. В основном данные базы сверяют с копиями документов. Простые работники не могут вносить изменения в базу, лишь руководители. Они соглашаются такое делать только по знакомству или если уверены, что на них потом не заявят. С пенсионерами никто не будет говорить. Они привыкли к совдепии, могут написать в прокуратуру. Нужно, чтобы дети или внуки приходили.
Возможность подмены данных подтвердило и интервью экс-главы Пенсионного фонда Бориса Зайчука, 62 года, которое он дал газете "Зеркало недели" в начале года.
— Теперь сложно найти данные о заработках пенсионеров, которые работали в 1980–1990-х. Колхозы перестали существовать. Сотни предприятий обанкротились. Документы в архив не сдали. Расплодились умельцы, которые приносят справки о зарплатах в 100–200 тысяч гривен в месяц. Поэтому применяем простой способ — брать сведения о зарплате из электронной базы данных персонифицированного учета плательщиков пенсионных взносов.
3856
граждан получают пенсию более 10 тыс. грн. 8,5 млн пенсионеров получают минимальную выплату. В целом в Украине 13,7 млн лиц пенсионного возраста.
162 000
гривен взятки требовали от инвалида-"чернобыльца" для выплаты пенсии в полном объеме, 10 минимальных пенсий по возрасту и компенсации за предыдущие годы в управлении Пенсионного фонда Харькова. Заместителя начальника управления задержала Служба безопасности.
Комментарии