В начале марта Министерство культуры и информационной политики сообщило, что Национальный заповедник Киево-Печерская лавра направил письмо представителям российской церкви о расторжении договора аренды. Монахов предупредили, что должны освободить здания и постройки до 29 марта.
После этого наместник лавры митрополит Павел Лебедь заявил, что братия не собирается выселяться из украинской святыни. В одной из проповедей в Нижней лавре он сказал, что апокалипсис начинается с Украины и обвинил власть в нападках на церковь.
"Нам дали две недели – до 29 марта – чтобы мы выселились из обители. Мы не сможем этого сделать по какой-либо причине. Потому что за 35 лет братия сделала все, чтобы упорядочить жизнь обители и паломников", – заявил Лебедь через несколько дней. .
20 марта представители РПЦ в Украине во главе с митрополитом Онуфрием пришли в Офис президента и потребовали встречи с главой государства Владимиром Зеленским. Им отказали.
Перед этим монахи записывали видеообращение президенту с просьбой оставить им лавру и никого из нее не выселять. В Совете национальной безопасности и обороны назвали видео манипуляцией Кремля. Его подхватили российские СМИ и начали "разгонять" под видом гонения на православную церковь.
Накануне 29 марта секретарь СНБО заявил, что представители РПЦ должны покинуть лавру. Но заверил, что силой никого оттуда вытаскивать не будут.
"Киево-Печерская лавра – это музей, принадлежащий государству. И все, что касается этого музейного комплекса, будет решать государство, а не некоторые отдельные люди", – сказал Данилов в комментарии NV.
Корреспондентка Gazeta.ua вчера побывала в лавре, чтобы пообщаться с монахами и посмотреть, выселяются ли они из обители в последний день установленный им для этого законом.
СФОРМИРОВАННАЯ БРАТИЯ
Женщина в шелковом платке крестится трижды и опускается на колени перед храмом, подпевая молитву, транслируемую на улицу. Припадает лбом к заснеженной холодной брусчатке и медленно поднимается. Осторожно руками встряхивает груды льда с синей длинной юбки.
На площади перед одной из церквей Киево-Печерской лавры собралось несколько сотен прихожан так называемого "московского патриархата". Приехали из разных уголков Украины, как уверяют сами верующие, по собственному желанию, чтобы не допустить выселения своих попов.
– Монахи строили, строили, а им прислали сообщение о выселении, – рассказывает под воротами отец Дмитрий. – А решения суда не было, поэтому приехали поддержать братию, чтобы молились монахи и дальше о нашей Украины.
Священник стоит в черной рясе и короткой ветровке. Имеет коротко подстриженную русую бороду, а волосы прикрыл бархатной митрой. На службу в столицу приехал из Днепра.
– Если прекратится здесь молитва, то не будет и нашей победы, – убеждает Дмитрий. – Почему нельзя, чтобы они (служители ПЦУ. – Gazeta.ua) там себе молились, а мы здесь. Неужели нужно делить, забирать, захватывать? Здесь уже сформирована братия монахов, они молятся, несут свое послушание за наше государство, за власть, за Украину, войско.
В храм открыли два входа, но зайти внутрь уже почти невозможно. На совместную молитву поклонники РПЦ съезжались на автобусах. Среди верующих больше людей среднего возраста, но много и пенсионеров, и молодежи. Пришли на службу целыми семьями.
ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕННОСТИ
На дворе служители лавры поставили ведро, из которого разливают освященную воду в пластиковые стаканы. Из глубокой железной миски раздают кусочки проскурок. Мужчина со взъерошенными длинными волосами и закрученной бородой зажег ладан в держателе с крестом. Едкий дым рассеивается вокруг.
– Есть единственная украинская православная церковь, в которой есть Христос, – кричит уверенным голосом женщина, с виду лет 40. На голову намотала теплый пудровый шарф. – И потому сегодня, когда есть законопроект в Израиле, чтобы гнали Христа, чтобы не проповедовали его, то и сегодня у нас гонят именно Христа.
Мирянка Людмила убеждает, что якобы именно в Киево-Печерской лавре – каноническая вера.
– Не в ПЦУ, не в КП. Все те люди, которые в ПЦУ решили, что они поддерживают украинскую правду, украинскую государственность. И таким образом решили следовать Богу. Но Бог – это не Украина. Бог – он над всеми, не привязан к Украине. Мы молимся о том, чтобы война как можно скорее закончилась, чтобы Господь услышал нас. Чтобы у нас во время войны не принимали законы об однополых браках, а о том, чтобы Бог помиловал нас. Мы уже очень сильно заигрались со всеми этими европейскими ценностями. Нам нужны христианские ценности.
Мы сильно заигрались со всеми этими европейскими ценностями
В храме люди стоят даже в коридоре. Здесь душно – пахнет горелым воском и старыми коврами. Внутри почти не осталось икон. От тех, что уже успели вынести, на стенах – дырки и болтики для крепления.
Из колонок перед храмом слышен голос наместника лавры Павла, известного в народе как "Паша-мерседес": "Пока не закончится война, дай Бог, чтобы она закончилась скорее, четыре месяца не должны ничего делать здесь. Во-вторых, находится дело в судебном управлении, хотя уже третий судья взял самоотвод. Но ведь не имеют права выгнать братию, об этом вчера мы получили письмо от ООН".
Из дверей церкви в сопровождении охраны и служителей важно выходить митрополит Климент. Идет медленно, показательно время от времени останавливается, чтобы "благословить" прихожан, которые от нетерпения протягивают к нему руки.
– У нас нет ни одного юридического основания сейчас покидать монастырь, – говорит Климент с иронической улыбкой. Рукой отодвигает микрофоны журналистов и просит убрать их подальше. – Тем более, оставлять эти сооружения без присмотра, на растерзание кому-то, кто не имеет абсолютно никаких обязанностей ухаживать за этими помещениями. Никакого документа, который обязывал бы нас покинуть этот монастырь сегодня, не существует. Все правовые дела разрешаются в судебном порядке.
Климент говорит спокойно, словно уверен в своей правоте. В его словах ощутим сарказм и недоверие к тому, что кто-то сможет выселить РПЦ из обители.
– У нас еще очень долгий срок, – говорит митрополит. – Заповедник пока в юридическую плоскость вообще не подключали. У них нет никаких оснований, чтобы завтра, послезавтра кто-то отсюда уезжал. Многое еще осталось.
– Зачем вывозили вещи из лавры, – спрашивает журналистка в толпе.
– Чтобы еще больше осталось, – отвечает Климет и переводит тему. – У них нет полномочий выселять. Категорически против таких заявлений по поводу того, что кто-то должен перейти в ПЦУ. Тем более, мы такое слышали, что руководители ПЦУ будут решать, кто здесь будет оставаться. Насколько я знаю, Православная церковь Украины вообще не является субъектом по этому делу. Вопрос решается между Министерством культуры и Киево-Печерской лаврой, а ПЦУ здесь никто и не спрашивал, собственно говоря.
ПАША-МЕРСЕДЕС И БЛАГОСЛОВЕНИЕ
Митрополит заходит внутрь админздания, а за ним из собора живо мчится наместник Павел в черной ризе, вышитой серебряными нитями. На голове такого же стиля митра с образами. На шею повесил тяжелую позолоченную ладанку с зубцами, усыпанную цветными камнями.
– Во вторник пришло письмо о том, что 30 числа из храма преподобного Агапита начнется "переход" лавры государству, – говорит раздраженно Павел. – Закон на нашей стороне. Мы останемся в лавре до окончания судебного разбирательства. У нас долгосрочный контракт, который нельзя расторгнуть во время военного времени.
По дороге к воротам к нему тянутся миряне. "Держитесь. Не бойтесь, мы с вами", – обращаются к Павлу. Видимо, выезжать из святыни собираются вместе.
– А чего нам бояться? Мы что в Турции? Мы на своей земле, – отвечает напоследок тот и прячется за охраной.
Под дверью церкви с плакатами "За сохранение обители в истине и правде!" стоят две пожилые женщины. Одна немного глуховата, поэтому рассказывает прихожанка, одетая вся в черную одежду. Видно только лицо – там намотала платок.
– Мы не имеем права молчать, – говорит по-русски Марина, на вид лет 65. – Мы верны Украинской православной церкви под руководством более блаженного митрополита Онуфрия. Молимся о сохранении нашей святыни.
Мы в раскол не пойдем
Женщина приехала из Чернигова. Информации о коллаборантах в лавре не верит.
– Это промыслы врагов, – резко отвечает. – ПЦУ – это раскол, не истинная вера. Мы в раскол не пойдем. В какой церкви крестились, в такой и погибнем. Даже если нужно будет, все пойдем к последнему защищать. Все мы, верующие, станем как один единый организм и будем защищаться молитвой.
После службы прихожанам начали раздавать компот и пирожки с вишнями. Предлагают также горячий чай. В киоске под храмом продают длинные юбки по 200-500 грн, платки стоят от 180 грн, шарфы – 520-660 грн, свитера – от 400 грн.
ЭПИФАНИЙ В ЛАВРЕ
У лавки начинает собираться толпа. На камеру главной лаврской пропагандистки и "активистки" Виктории Кохановской зачитывает речь пожилая верующая в черном платке с фиолетовыми цветами.
– Гнев Божий пошел на всех, и на наших детей. Вот воюют! – недовольно выкрикивает женщина, чем привлекает внимание людей. – А они грешат!
– А чиновников дети – заграницей, – добавляет свои комментарии Кохановская.
– Господь помогал, как под Киевом были орки. Даже наши воины так говорили, – продолжает выступление мирянка в платке. – А когда начали уже на лавру идти, что творится в Бахмуте? Семь ребят привезли. Ибо они гневят Бога.
Женщины в длинных платьях обступили кругом прихожанку и озабоченно качают головами, мол "Так все и есть".
– Все говорят, что тяжело в Бахмуте, – поддакивает блоггер Кохановская.
– Эпифаний пусть придет сюда, хоть бы и пришел сюда. Мы бы его спросили, как он переступил лавру только? – еще сильнее кричит мирянка.
– Нам его не надо здесь. Мы бы его не спрашивали, мы бы как мирянина окрестили бы зонтиком, – отвечает Виктория.
Молодая девушка в зеленом пуховике поднимает зеленый зонтик высоко над головой. "Уже есть", – показывает толпе.
– Я удивляюсь, какая совесть – переступить порог лавры, – держится своего мирянка в центре. – Да еще и осквернили. Там крестным ходом мы проходили, а стоящие иконы. Там сейчас такая пыль. Сегодня Ткаченко министр, завтра ты будешь никто, а будут отвечать его дети и внуки.
К воротам подъехал небольшой грузовик, водитель открыл шторку задней части. С черного выхода монах в рясе выносит церковные подсвечники, деревянные лакированные подставки. Затем одну за другой берется паковать в багажник вино в картонных коробках.
– Не крути мне здесь, потому что я тебя сейчас выкручу, – седовласый монах гневно обращается к иностранному журналисту, который снял его на камеру. Просит вызвать полицию. – Удали видео сейчас же!
МОСКОВСКИЕ ПРИСЛУЖНИКИ
Около толпы под киоском поднялся крик. "Московские прислужники", – воскликнул высокий мужчина в куртке цвета хаки. Камуфляжную сумку закинул на плечо, а на ней и на груди – украинский флаг. Заметив это, Виктория Кохановская направила камеру на мужчину, а тот попытался убрать ее и попросил не снимать.
– Ты чего к женщине руки протягиваешь?, – во весь голос кричит блоггер и не дает Вячеславу, так представился мужчина, ответить. – Знайте свое место. На каком основании вы пришли сюда?
Вячеслав не ведется на провокации людей, которые пытаются толпой напасть на него и даже по просьбе прихожан зачитывает вслух "Отче наш".
Мужчина пенсионер, однако 24 февраля в 12:00 пошел в военкомат и вступил в ряды территориальной обороны. Участвовал в боях за Киев.
– Я поддерживаю выселение московского патриархата из Киево-Печерской лавры, – говорит открыто Вячеслав. – Просто считаю себя сознательным гражданином, которого не обманула москальская церковь. Я за украинскую церковь – ПЦУ.
У нас есть своя церковь
Теробороновец увидел в новостях, что в святыне собрались сторонники РПЦ. Поэтому решил прийти и сказать свою позицию, признается.
– У нас есть своя церковь, где богослужение проводят на украинском языке, – продолжает он. – Я не противостою им, они просто задели меня. Хочу, чтобы здесь молились искренние украинцы, чтобы состав попов поменяли.
В храм пришли общественные активисты. На плакате у молодого блондина в черной шапке: "Не твоя лавра – вот ты и бесишься". На него налетают женщины – и разрывают плакат. Замечают в ухе мужчины серьгу.
– А, да вон однополый, – делают шепотом вывод прихожане РПЦ.
Толпа начинает понемногу расходиться. Большинство людей планируют прийти на следующий день на службу, хотя к тому времени служители РПЦ должны покинуть обитель.
На выезде перед шлагбаумом каждую машину осматривают полицейские. Спрашивают, нет ли оружия и что везут в багажниках священники и монахи.
Комментарии