C 1 января 2007 года Россия вводит пошлину на нефть, экспортируемую в Беларусь. Для Минска этот шаг оказался полной неожиданностью, и теперь ожидается, что обеим сторонам предстоят неприятные переговоры.
Российские газеты даже предсказывают начало "нефтяной войны" между двумя странами, которые еще недавно заявляли о стремлении создать союзное государство.
Беларусь получает российскую нефть беспошлинно в рамках соглашения о создании Таможенного союза между некоторыми государствами-членами СНГ. Потом нефть перерабатывается, и полученные нефтепродукты Беларусь продает уже с пошлиной.
По мнению экспертов, ежегодно российский бюджет таким образом теряет почти $4 млрд, а Беларусь получает дополнительно $1,7 млрд.
В 1995 году между Москвой и Минском было подписано соглашение о разделении доходов с экспортных пошлин на нефтепродукты из российской нефти. Пропорцию разделения не оговаривали, но с того времени Россия с белорусских экспортных пошлин ничего не получила.
С 1 января следующего года с каждой тонны нефти, поставляемой в Беларусь, российская казна получит $180,7.
Одновременно российский газовый монополист "Газпром" грозит повысить цену на газ для Беларуси до $200 за тысячу кубометров. Это означает, что белорусский бюджет потеряет еще около $3 млрд.
В российских газетах решения о нефтяных пошлинах называют политическим шагом. Журналисты напоминают, что решение грозит "похоронить созданный еще в 1996 году 5 постсоветскими государствами - Россией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном - Таможенный союз".
Москва объясняет решение тем, что Беларусь расторгла межправительственное соглашение, по которому 85% налоговых сборов с нефтепродуктов, произведенных в Беларуси из российского сырья, должны быть зачислены в российский бюджет, и только 15% - в бюджет Беларуси.
По словам журналистов, Москва настаивает на получении своих 85% налоговых сборов.
В 2006 году поставки российской нефти в Беларусь составят не менее 20 млн т.
Во время недавнего саммита стран СНГ в Минске президент Владимир Путин дал понять, что в нефтегазовом споре с Беларусью осталось решить "технические детали".
Однако "технические" детали Минск уже не раз превращал в непреодолимый барьер для дальнейшего диалога, сообщает ВВС.
Комментарии