Александра Бетлий, ведущий эксперт института экономических исследований и политических консультаций, проанализировала для Gazeta.ua уровень выполнения медицинской реформы правительства в Украине.
На первом этапе реформы пилотным регионам нужно было разграничить первичное и вторичное звенья оказания помощи. Первичное звено - это те врачи, к которым мы должны обращаться тогда, когда мы заболели. По новой системе это должен быть семейный врач, то есть терапевт, педиатр. Вторичное звено - это узкие специалисты. Человек идет сначала к семейному врачу, который направит к профильному врачу. Поликлиники должны быть несколько реструкутуризированы в клинико-диагностические центры при больницах. Когда началась реформа было очень мало информации даже в пилотных регионах. Поэтому люди не понимали, для чего нужны изменения, что они принесут.
Позитивом стало то, что наконец-то большое внимание было уделено первичному звену. В пилотных регионах наконец во многих поликлиниках были сделаны ремонты. Открывали новые амбулатории, которые находятся ближе к населению. Лучше оснащены кабинеты семейных врачей. Семейные врачи появились в январе, а оснащение купили в сентябре-ноябре. От того, что они не могли оказывать весь спектр услуг, люди не могли понять, что вообще изменилось. Это большой недостаток.
Днепропетровская область пытается выполнить план полностью, Винницкая тоже, а вот Донецкая не хочет отправлять вторичный уровень на областной бюджет. Там управление здравоохранения требует, чтобы больницы сначала оптимизировали свою работу, а потом они их возьмут к себе. Лечебные учреждения до сих пор финансируются из районных бюджетов. Бедные районы не в состоянии финансировать свои лечебные учреждения.
Достаточно много сил уходит именно на подготовку семейных врачей во всех пилотных регионах. Ходят мифы, стоматологов или других врачей переучивают на семейных. Но это неправда. В городах врачам первичного звена повысили зарплату до 5 тыс. грн. Этого, конечно, недостаточно, но это - существенно больше, чем было раньше.
С финансированием медреформы не все так хорошо, как хотелось бы. Даже из субвенций, которая выделялась пилотным регионам на ее финансирование, были выполнены лишь на 65%.
Поскольку численность жителей сел постоянно уменьшается, то далеко не в каждом должна быть амбулатория. Те сельские больницы, которые в результате реформы закрыли, не могли оказать полноценную помощь. Часто они играли роль социальных учреждений с кроватями. Нет возможности финансировать медицину в селе, где живет 20-30 человек. Но поскольку это человеческая жизнь, нужно сделать так, чтобы медик мог доехать на вызов. Поэтому семейный врач, который обслуживает это село, должен иметь автомобиль. В прошлом году закупили автомобили для всех семейных врачей во всех пилотных регионах.
Врачи вторичного звена, которые саботируют медицинскую реформу, в действительности не хотят лишать себя "левого" заработка. С низкой зарплатой они живут очень хорошо, потому что берут взятки.
Чтобы уменьшить нагрузку на бюджет, больницы, которые находятся рядом в одном дворе, объединяют. При этом количество врачей не уменьшается, помощь предоставляется в полном объеме. Просто сокращается количество административных должностей. На здоровье пациентов это никак не отражается.
Комментарии
56