
Идеологическая составляющая пропаганды теперь гораздо менее важна, сказал британский журналист, писатель Питер Померанцев в интервью журналу "Країна".
Окончил книгу о пропаганде во всем мире и о том, как она изменилась с 20 века. Книга "Это не пропаганда" выйдет в августе.
"В книге путешествую по всему миру, но Украина в ней играет решающую роль, - рассказал Померанцев. - Отчасти потому, что писал через призму семейных воспоминаний. Брал интервью у родителей. Пытаюсь объяснить, как медиавлияние оперирует на уровне семьи: отца, матери, карьеры. Много внимания уделил войне с Россией."
Людей уже не пытаются убедить в чем-то, а манипулируют ими, говорит писатель:
"Холодная война была соревнованием рациональных идеологий. Нужны были факты, чтобы доказывать правоту своей утопии. Но все эти идеологии упали - в России в ранние девяностые, на Западе - чуть позже. В Россию это пришло первым. Поэтому пропагандисты хорошо адаптировались. Факты уже не важны. Нет чувства развития, его заменила ностальгия. Россия уже лет 20 говорит о том, что поднимется с колен. В Америке эта риторика только сейчас появилась."
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Какого черта мы это позволяем?" - Притула о пропагандистском фильме с Путиным на "112 Україна"
Пропаганда тепер атакует не через цензуру, а через свободу слова, добавил он:
"Информации так много, что становится непонятно, где правда. Сломали все великие идеи развития, через которые мы понимали мир. В частности - идею движения от авторитаризма к свободе. От стабильных идей и тактик Холодной войны мы пришли к хаосу и нестабильному будущему. Именно поэтому книга называется "Это не пропаганда". Это еще и о том, как упали старые связи между словами, смыслами и образами. Есть известная картина Рене Магритта - трубка, под которой написано: "Это не трубка". Это воплощает идею интернет-мемов: взять картинку и поменять ее смысл. Он считал, что это хорошо, когда меняются старые смыслы-гегемона. А я - наоборот, - что это очень печально".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Советская пропаганда преувеличивала силы Германии, чтобы оправдать свои поражения
"Раньше, когда сбивали памятники диктаторам - это была большая история свободы во всем мире, - сказал Померанцев. - Сейчас свобода людям не нравится. Свобода - это мигранты и злой капитализм. Все отказываются от нее, хотят безопасности. После сноса Саддама в Ираке и "арабской весны", которая закончилась еще большей диктатурой и почти геноцидом в Сирии, люди опасаются уличных революций. Язык, в котором мы жили, распался."
Полное интервью с Питером Померанцевым читайте в журнале "Країна" от 12 июля.
Комментарии