С Александром Омельченко, 68 лет, "ГПУ" встретилась в его кабинете в офисе партии "Єдність" на Крещатике, 10. Перед интервью экс-мэр подходит к зеркалу и долго расчесывает седые волосы. Заметно, что от этой процедуры получает явное удовольствие. Потом прячет обычную расческу в карман пиджака и предлагает выйти на балкон. Там сфотографируется на фоне построенного во времена его руководства городом Кукольного театра на Европейской площади. Крещатик гудит машинами, по тротуару ходят прохожие. Сан Саныч признается: прохожие иногда видят его на балконе третьего этажа.
— Ну, они тогда здороваются со мной, — говорит, улыбаясь.
Ставит условие: не фотографировать с сигаретой. Мол, не хочет пропагандировать собственную плохую привычку.
Изменился ли город за то время, когда вы отошли от руководства?
— Когда я был городским головой, много ходил по строительствам, объектам. Ехал на них по одному маршруту, возвращался по другому. Ни с кем не советовался, как ехать, маршрут указывал водителю. Так за неделю я видел треть Киева, а за месяц — весь город. Конечно, из окна джипа.
Изменился город в смысле теперешних популистских заявлений городской власти. Большинство из них — сплетни или и ложь. Поступки власти какие-то неадекватные, можно среди них заблудиться.
Я видел за неделю треть Киева, а за месяц — весь город
Изменилось и то, как именно разговаривает власть. Что это за "полублатной жаргон с уклоном к криминальному" у господина Черновецкого и его окружения? Почему городской голова ведет сессии на русском языке? Мало того, Черновецкому начало аккомпанировать окружение. Начал вещать на русском Голубченко, Кильчицкая, Басс. Иван Николаевич Салий! (Омельченко делает несколькосекундную паузу). Подолянин! Плебейство, полное плебейство, я извиняюсь! И попугайство.
Ну, мог ли мэр Парижа вести заседание, например, на английском?
Почему, по вашему мнению, затормозили строительство Подольско-Воскресенского моста?
— Такого ответственного инженерного проекта Украина не строила за последних четверть века. Семь с лишним километров через Днепр, Десенку! Все беды моста начались, когда туда на 20 минут приехал господин Черновецкий. Даже не поднялся на конструкцию (может, боится высоты?). Сказал, строительство нужно прекратить. А потом, что мост на левом берегу нужно строить вдоль Днепра.
Пробовали переделывать проект, потеряли несколько месяцев, задержали финансирование. Если Господь поможет, мост будет не в 2007-ом, а в 2008-ом. А может, в 2009-ом. Кроме моста, Киев не будет иметь в следующем году трех станций метро. Потому что в этом году метрополитен не профинансировали почти на 100 миллионов. Это цветочки, которые киевляне лишь понюхали. Теперь выросли ягодки — коммунальные тарифы и квартплата. Люди не пережуют, не проглотят этих ягодок.
А что, не нужно было повышать тарифы?
— На 350%? Конечно, нет. Киев — может, единственный уникально обеспеченный водой город. Один лишь Днепровский водозабор обеспечивает его водой на 100%, а еще же Деснянский. Вода в Днепре и Десне не дорожала — как текла с севера на юг, так и течет. Просто новая власть заложила обманом в базовую цену холодной воды суммы инвестиционных проектов "Киевводоканала" на сотни миллионов гривен (стучит кулаком по столу). Тогда как при предыдущей власти все инвестиции водоканала вписывали в бюджет отдельной строкой.
После того, как искусственно завысили стоимость холодной воды, выросла стоимость горячей, а также канализации и водоотводы. Хоть отопление в Киеве в действительности должно "танцевать" не от газа, который подорожал втрое, а от холодной воды.
Правильную оценку два месяца назад дал исполняющий обязанности заместителя председателя горгосадминистрации Александр Притыка. Сказал, что тарифы вырастут приблизительно вдвое. После этого получил от властьимущих по шее, написал заявление и замолчал. Причина такого поведения власти — неправомерно созданный "Киевэнергохолдинг". Повышенные тарифы людям, приближенным к Черновецкому, ежегодно будут приносить около двух миллиардов гривен.
Почему заторы в Киеве случаются все чаще?
— Это проблема всех мегаполисов. То же делается в Москве, Париже, Варшаве. В Киеве растет количество зажиточных людей — есть семьи, которые имеют несколько машин.
В старом Киеве нет возможностей расширять улицы. С заторами нужно бороться, строя подземные пешеходные переходы на перекрестках. А светофоры — снимать.
Киев не будет иметь в следующем году трех станций метро
Согласно с программой 2005-2006 гг., должны были построить 63 подземных перехода. В прошлом году мы ввели 12 — пять подземных и семь наземных. В 2006 году планировали построить 50. А что такое 50 подземных переходов? Это перекресток без заторов, где не коптят машины. Но новая власть открыла, насколько знаю, только три.
Это, ребята, не наговор на новую власть, а крик души. Кто угодно на моем месте — после 10 лет руководства городом — воспринимал бы все это так болезненно, как личное. Когда власть акционирует "Киевхлеб", "Киевэнергохолдинг", лучшие рынки, зоопарк, "Киевгаз", водоканал, "Киевэнерго", банк "Крещатик", то у меня сутра и до вечера такое впечатление, что эта власть грабит лично меня. Не только как киевлянина, но и как человека, который десять лет вместе с Киеврадой оберегала городское имущество.
Что вас поразило больше всего за последнее время?
— Скажу вам лучше, что меня больше всего оскорбило. То, что часть киевлян, не в обиду им будет сказано, за банку консервы и килограмм крупы отдали голоса одному человеку, независимо от его фамилии. Это для меня — вопрос до сих пор. Если бы это произошло в 96-ом, когда киевлянам по полгода не платили пенсий и зарплат... Когда наши люди возили из Польши ложки и утюги... То я бы сказал: "Берите гречку, консервы, литр керосина и отдайте голоса этому человеку". Но в 2006-ом, когда доходы значительно выросли, была работа, пенсионеры получали от киевской власти дотации семь раз ежегодно... Я не верю, что они так сильно хотели есть!
Раньше у вас был "бегающий взгляд". А теперь — нет. Почему?
— Я знал об этом. Мне люди из окружения говорили: "Сан Саныч, ну вы можете так не делать?" Я отвечал: могу, но не хочу. Дело в том, что этот взгляд помогал мне владеть залом. Сессией ли, где 80 депутатов, колонным залом ли, где собиралось по 400 человек. Водил быстро глазами и видел все: кто смеется, кто разговаривает, кто задремал. Никогда не пользовался шпаргалками. И сейчас помню тысячи фамилий, имен, отчеств, сотни телефонов служащих, родственников, знакомых.
О чем думаете, когда проезжаете мимо мэрии?
— Если еду вечером, смотрю на окна фасада. Ищу, где горит свет. Если горит — значит там кто-то работает. Потому что в моих окнах горел с 7.00 до 21.00. И горели они, ребята, не даром. Я не мог себе позволить приезжать на работу в одиннадцать утра, или вообще отсутствовать полдня.
1938, 9 августа — родился в селе Зозив Липовецкого района на Виннитчине
1959–1960 — служба в Вооруженных силах СССР
1960–1987 — работа в "Главкиевгорстрое", прошел путь от мастера до первого заместителя начальника
1966 — родился Ян, старший сын
1968 — появляется на свет младший сын Александр
1974 — окончил Киевский инженерно-строительный институт
1987 — советник-консультант по строительству в Афганистане
1989 — главный инженер "Укрбуда" в городе Кировокане Армянской ССР, где занимался ликвидацией последствий землетрясения
1990 — заместитель председателя горисполкома Киева
1996, август — указом президента назначен главой КГГА
1998, март — избран депутатом и главой Киеврады
1999, май — избран Киевским городским головой (76% голосов избирателей)
2001 — получил звание Героя Украины
2002, март — во второй раз избран Киевским городским головой (73% голосов избирателей)
2006, март — занял на выборах мэра третье место (21,2% голосов избирателей)




















Комментарии