Обычай обходить дворы односельчан с Кустом — облаченной с ног до головы в зелень девушкой — до сих пор сохранился только одном селе — Сварицевичах, за 28 км от райцентра Дубровица на Ривненщине и за 40 км от границы с Беларусью.
— В нас на Троицу где-то так после обеда собираются девушки или женщины в избу, и наряжаем уже в Куст девочку или девушку, — рассказывает Ольга Чудинович, 69 лет. — Старых не брали. Уж мы повывязываем ее лентами, кругом веточки втыкаем, веночек на голову. А веночек делаем большой из клена, лепехи и цветков туда повтыкаем. И уже того Куста от избы к избе с песнями водим.
В группе с Кустом должно быть непарное количество девушек — три, пять или семь. Взявшись под-руки, они с песнями идут через все село. Посредине — украшенный зеленью Куст. — Ох и походили когда-то! — вспоминает 50-летняя Галина Базилевич. — И так ждешь праздник! Встанем рано, стараемся, делаем себе веночки, собираем компанию, чтобы было же с кем ходить. А тот берет, тот не берет. Плачешь, голосишь, чтобы взяли. Маму посылаешь: "Мамочка, иди попроси девушек, чтобы и меня взяли!". Увидев группу, хозяйки приглашали всех к себе. На дворе перед избой Куст кланялся хозяевам до земли, а девушки начинали петь: Ой ми були у великому лісі, Нарядили Куста із зеленого кльону. Ваша хата стоїть при дорозі, Нарядили Куста з білої берьози. Вийди, господине, із покою нового, Винеси Кусту хоч пувзолотого. — Ну это так, как заходят в избу, величают хозяина, хозяйку, — продолжает рассказ о Кусте Валентине Черныш, 31 год. — Да так и буханку хлеба, и рушник вышитый, хозяйка встречает, заходят гости в избу и поют: Ой а та пані по покою ходила, Свого паниченька за рученьку да й водила. Ой в цій хаті да хазяїн хороший, Як нема горілки, нехай винесе гроші. Молодежь одаривают деньгами, яйцами, конфетами, пирожками и блинами, которые специально готовят к этому дню. Хозяйки желают "эти праздники отпраздновать и через год снова Куста собирать". У тех, кого посетил Куст, должно все хорошо быть в хозяйстве. — И наши бабки, матери рассказывали, что шли к господам, к попам, ко всем шли — и к богатым, и к бедным. Багатые будут дарить, а бедные благословлять. И благословение это тоже хорошо. А потом, как кончат Куст водить, шли в рожь, разбирались, и качались по полю, — вспоминает Нина Кузло, 70 лет. Делали это, чтобы обеспечить хороший урожай. Верования в Куста связано с культом умерших, которые в эту пору якобы появляются на земле и временно находятся в зелени. Праздничную зелень хранят в избе. Ею моют голову, если болеет, полощут горло от ангины и используют как средство от мышей. Ее кладут под голову покойному. Заканчивался обряд вождения Куста общим застольем с песнями о любви, женском счастье и вдовьей судьбе. Еще до недавнего времени в Сварицевичах на Троицу ходило 10–20 групп с Кустом. Утром — детская, после обеда — девичья и взрослых женщин. — Боже, когда-то Куст на Кусте! Куст с одной избы выходит, а те заходят. Мы входим, а те ждут зайти. А сейчас уже так не ходят — или люди стали богаче, что ли? Да уже сейчас у нас нет, чтобы ходили из избы в избу, нет. Такий мы, старшие женщины, к родным зайдем, к председателю сельсовета. Если гости приедут, то мы им попоем, — говорит Галина Базилевич. В Сварицевичи посмотреть на вождение Куста ежегодно приезжают с Польши, Бельгии, Германии, США. Во Франции недавно вышел диск с записями кустовых песен. Местных женщин часто приглашают на этнофестивали за границу.Куст водили на всей Пинщине
В дохристианские времена Куста почитали как живое божество зелени и растительности. Его взгляда боялись, поэтому лицо ряженой девушки закрывали большими венками из клена, цветов и травы. Обряд с Кустом, который разграничивал весну и лето, еще в ХІХ в. сохранился только на Пинщине — бывшем Турово-Пинском княжестве в Киевской Руси. После Первой мировой войны этот край оказался под Польшей. Хотя пинчуки разговаривают на говоре западнополесского диалекта украинского языка, в 1939 году, когда Польша распалась, к Украине отошла только северная часть Пинщины. Теперь это Заречнянский, Дубровицкий районы Ривненской области и Любешовский Волынской. Северную Пинщину сталинские географы "прирезали" к Беларуси — нынешние Ивановский, Пинский и Столынский районы Брестской области. По селам там люди до сих пор разговаривают на украинском говоре.
О вождении Куста на Троицу на исторической Пинщине по обе стороны границы сейчас помнят только старшие люди. За исключением Сварицевичей.
Комментарии
1