Отваром укропа, собранного на Казанскую, мыли голову, чтобы не болела и хорошо росли волосы. Говорят, что от укропа становится красивым и белым лицо, потому что Божья Мать в ночь на 21 июля благословляет это растение.
- Чтобы волосы хорошо росли, их подстригать надо на новолуние, а если на стареющую стричь, то они вообще перестанут расти, - советует 75-летняя Нина Федирко из поселка Великая Дымерка Броварского района на Киевщине.
В волосах, по народным представлениям, сосредоточена жизненная сила человека. Они символизируют богатство, благосостояние и счастье. Верили, что колдовством над прядью можно забрать у человека его жизненную силу, превратить молодого в старика или наоборот. Волосы, которые выпали во время расчесывания, нельзя было бросать где попало. Потому что ведьмы могли через них наслать на неосмотрительного человека головную боль, порчу, болезнь и даже смерть. Вычесанные волосы надо было закопать в землю под деревом - "чтобы росли, как дерево", или бросить на проточную воду.
Нельзя было чесать и мыть волосы в среду, "потому что у среды 40 дочерей и каждая выдернет себе по волосу, и женщина останется лысой". Не чесали косу в пятницу и воскресенье, чтобы не заболеть на "волос" - воспаление кожи, а также в праздничные дни - чтобы не болела голова. В понедельник не мыли голову, чтобы не смыть с себя "счастье и удачу во всех делах".
Замужние женщины никогда не появлялись на людях, даже среди домашних, простоволосыми. Считали, непокрытая голова может нанести непоправимый вред людям, хозяйству, урожаю. Говорили, что "солнце плачет, если баба светит волосы", то есть ходит с непокрытой головой, и ее "побьет гром".
"Старинный обычай, который никогда не менялся, безусловно требует, чтобы волосы замужней женщины были спрятаны под головным убором, и "светить волосами" или "ходить простоволосой" считают для нее непристойностью, - писал 100 лет тому назад украинский антрополог и этнограф Федор Вовк. - Во время моих антропологических путешествий мне и на Большой Украине, и в Галичине никогда не приходилось наталкиваться на трудности, когда я женщину просил, например, обнажить колено, но почти везде моя просьба сбросить очипок вызывала самые энергичные протесты, которые прекращались порою благодаря только вмешательству местного священника".
Комментарии