На старый Новый год по улицам села Червона Гребля Чечельницкого района Винниччины ходят "цыгане" - так здесь называют ряженых. В новогоднем маскараде принимают участие только неженатые ребята. Маски-шапки готовят с лета.
— Плетут такие шляпы, чтобы лицо закрывали, — говорит 59-летний Евгений Горохивский. - Потом вырезают глаза, нос, рот. Из кукурузы делают зубы, из свеклы - нос. Лентами, пером украшают. Когда на голову натягивают, есть что носить, - смеется.
Собираются ребята 13 января после обеда. Одеваются Маланкой, Березой, а также Дедом, Бабой и их Сынками. Их может быть 10 и больше.
— Дед и Баба выворачивают кожухи и так одеваются, — рассказывает Любовь Горохивская, 57 лет. - А Маланка и Береза - тоже ребята - наряжаются, как девушки или женщины. Платки закутывают, подрисовывают глаза, губы. Только Маланка носит кужель на палке, а Береза - колокольчик. Когда звонит в него - надо выносить деньги, гостинцы, угощать ряженых. Сынки тоже выворачивают кожухи, маски надевают. Дед и Баба - это ребята постарше, крепкие должны быть. А Сынки - это молодежь - уже с 12 лет могут идти в "цыгане". Всех, кого они встретят на дороге - то ли пешком, то ли на машине, - останавливают и просят: "Позолоти ручку". Если не дать им ничего, то могут и машину побить. А Баба подгоняет Сынков канчуками. Кто "цыган" задевает, тоже хорошо получает.
- Канчуки делают из палок и чулок, - объясняет Евгений Горохивский. - В чулок запихают тряпки, завязывают, потом мочат в воде, те тряпки замерзают - становятся как камень. Если кому-то влепят - хорошо слышно.
— Если на перекрестке встречаются "цыгане" с двух улиц, то начинают бороться, а то и драться, — прибавляет директор местной школы Руслан Соколов, 28 лет. – Если кому-то по ногам попадает теми канчуками, то три дня болят. Если по плечам, то в кожухе не очень слышно.
Под вечер "цыгане" начинают ходить от дома к дому и колядовать. Так длится до часа-двух ночи. В нескольких домах ребята остаются до утра.
— Отдыхают немного, и с восьми утра колядуют в оставшихся домах, и засевают заодно, — говорит 35-летняя Вера Кирюшкина. - А уже ближе к обеду в центр села сходятся все - от малого до старого. Сначала Сынки начинают соревноваться, кто сильнее. Выбирают жюри - судит их. Моему сыну 15, но еще не пускаю в "цыгане". Боюсь, чтобы старшие не тряхнули хорошенько. Пусть еще подрастет.
Между собой поочередно борются Сынки с каждой улицы. Потом - Дед с Дедом, Баба с Бабой. Когда определят сильнейшего, пьют могорич.
- Победителя обязательно гуракают - на "ура" поднимают вверх, - говорит Евгений Горохивский. - Тогда с площадки, где боролись, расходятся по домам праздновать. А на площадке, если снега нет, то трава есть - все равно бороться можно. Уже сколько лет там ребята бока друг другу мнут. Но только неженатые. Женился - все, больше не "цыган".
Комментарии
3