Археолог Эва-Мария Виитанен из Университета Хельсинки проанализировала расположение на стенах домов в Помпеях граффити, содержащих предвыборную рекламу. О результатах своего исследования она рассказала на заседании Археологического института Америки в Сиэтле. Она пришла к выводу, что размещение надписей не было хаотическим, а создание не было частной инициативой пишущих. Исследовались более тысячи надписей в трех районах города. Об этом пишет "Полит.Ру".
Надписи, призывающие голосовать за кандидатов на выборные городские должности, известны исследователям давно. Как правило, они агитируют от имени какой-либо профессиональной корпорации:
M Casellium Marcellum aed(ilem) agricolae rog(ant). (Марка Казеллия Марцелла в эдилы предлагают земледельцы).
C Cuspium Pansam aed(ilem) aurifices universi rog(ant). (Гая Куспия Пансу в эдилы предлагают золотых дел мастера).
M Enium Sabinum aed(ilem) pomari(i) rog(ant). (Марка Эния Сабина в эдилы предлагают фруктовщики).
C Iulium Polybium IIvir(um) muliones rog(ant). (Гая Юлия Полибия в дуумвиры предлагают погонщики мулов).
M Cerrinium Vatiam aed(ilem) saccari rog(ant). (Марка Церриния Ватию в эдилы предлагают грузчики).
Из-за проливных дождей обвалилась стена в Помпеях
Виитанен утверждает, что обычная точка зрения, согласно которой каждый кандидат мог выбрать любое место для своих агитационных надписей, не кажется правдоподобной.
"Фасады частных домов и даже тротуары перед ними находились под контролем хозяина дома, – говорит она, – и в связи с этим, идея о том, что пространство стены могло быть использовано кем угодно, кажется маловероятным". Исследовательница предполагает, что кандидаты заранее договаривались с владельцами зданий о размещении рекламных надписей. Также она отмечает, что большинство надписей, содержащих политическую рекламу, выполнено профессионально.
Проанализировав расположение надписей, Виитанен обнаружила, что выделяются места, где размещение агитационных надписей явно было более престижным. Это стены домов вдоль улиц с наиболее интенсивным движением. Интересно, что надписи в основном расположены на стенах частных домов, а не лавок и питейных заведений. Виитанен предполагает, что посетители помпейских трактиров вряд ли проявляли активность на выборах, поэтому агитаторы не тратили на них свои силы.
Ряд призывов звучит от имени людей, вряд ли пользовавшихся большим авторитетом у горожан:
M Cerrinium Vatiam aed(ilem) o(ramus), (ut) f(aciatis). (Просим, чтобы вы сделали эдилом Марка Церриния Ватию).
Seri bibi universi rogant. Scr(ipserunt) Florus cum Fructo. (Предлагают все старые кутилы. Написали Флор с Фруктом).
Vatiam aed(ilem) furunculi ro(ant). (Ватию в эдилы предлагают воришки).
Исследовательница выражает некоторое удивление подобными подписями, но не предлагает собственного объяснения для них. Ранее в качестве гипотез предполагались как просто антиреклама, так и более оригинальные версии.
Шведский ученый Т. Клеберг, например, в 1963 году предположил, что seribibi (можно перевести как "позднопьющие") и furunculi (означает не только "воришки", но и "боковые побеги виноградной лозы") – это названия объединений постоянных посетителей трактиров, что-то вроде клубов, которые не только занимались совместными кутежами, но и, видимо, принимали участие в общественной жизни.
Комментарии