В апреле 1913-го 26-летний поручик Петр Нестеров ехал поездом из Варшавы в Киев. В Варшаве недавний выпускник военно-авиационной школы на протяжении четырех месяцев учился управлять французским монопланом "Ньюпор-IV", который только что взяла на вооружение российская армия. Новое назначение летчика — возглавить в Киеве ХІ корпусный отряд 3-й авиационной роты.
Нестеров ехал в вагоне ІІ класса. Но благодаря льготам "состоящим на действительной службе военным и морским чинам" он заплатил как за ІІІ класс — 7,20 руб. Столько же стоил билет для жены Дины. Дети Рита и Роман тоже имели преференции: первая ехала бесплатно, а за второго заплатили четверть стоимости взрослого билета — 1,80 руб. В целом выходило 16,20 руб. За эти деньги на Бессарабке можно было приобрести четырех хороших индюков. Поезд прибыл на перрон в 7.35. Носильщик помог донести вещи до извозчика, который ожидал клиентов у входа в вокзал.
Летчик с семьей поселяется на Печерске — в доме N5 по ул. Московской. Каждое утро к подъезду подлетало черное служебное авто. Нестеров прыгал в машину и отправлялся в сторону Святошина — околицы Киева, где был расположен Сырецкий военный аэродром. Новый командир авиаторов удивлял начальство оригинальными идеями. Например, предложил вовлечь его отряд в артиллерийские учения в Дарнице в июле 1913-го. В те времена считали, что авиация годится лишь для воздушной разведки. Однако подчиненные Нестерова, подняв самолеты над территорией "противника", начали корректировать огонь артиллерии. Благодаря этому наводчики пушек накрывали цели, которых не видели с земли.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Проект первого самолета Александр Можайский создавал, изучая чучела птиц
Вскоре поручик Нестеров во главе группы из трех самолетов осуществляет перелет по маршруту Киев – Остер – Нежин – Киев. Это был первый в мире групповой перелет строем. В свой самолет Нестеров приглашает известного киевского кинооператора Владимира Добржанского. Снятые им с высоты 1500 м украинские пейзажи стали первой в мировом кинематографе видовой "воздушной" кинолентой. Ее с успехом демонстрируют в кинотеатре Антона Шанцера на Крещатике, 38. В Нежине летчики сделали посадку, чтобы заправиться. Среди местных жителей, которые сбежались посмотреть на самолеты, был и 7-летний Сергей Королев, будущий конструктор первых в мире спутников Земли и космических ракет. Тогда он и "заболел" небом.
Наибольшей проблемой тогдашних авиаторов было то, что во время полета двигатели часто глохли. Самолет падал, а пилот погибал: парашютов еще не существовало. Нестеров вычислил, что заглохший двигатель впоследствии опять можно включить после выполнения специальной воздушной фигуры — замкнутого круга.
Выполнив его, летчик сможет включить двигатель и спасти жизнь. На протяжении лета Нестеров готовится к осуществлению на самолете так называемой мертвой петли. Никто в мире не решался на такое. Лишь французский летчик Адольф Пегу выполнил фигуру, подобную букве S. На Сырецком аэродроме (в настоящее время территория авиазавода) ежедневно собиралось много людей, которые наблюдали за пируэтами военных пилотов-испытателей. Так было и 27 августа (9 сентября по новому стилю) 1913 года. В 6 часов вечера Нестеров сел в новенький "Ньюпор-IV", взлетел на высоту 1000 м, выключил двигатель и стремительно вошел в пике. На отметке 600 м включил двигатель, круто пошел вверх, перевернул самолет кверху колесами и опять пикировал. Зрители оцепенели. Лишь когда пилот пошел на посадку, взорвались аплодисменты. На следующий день газета "Биржевые ведомости" сообщила: "За полет вниз головой поручику Нестерову грозят 30 суток ареста". Но 31 августа смельчак получил звание штабс-капитана и. запрещение выполнять "мертвую петлю".
— Мне было четыре года, — вспоминала Маргарита Петровна, дочь авиатора. — В то лето папа часто брал нас с мамой на аэродром. Мы наблюдали за его полетами, любовались изящными спусками по спирали. Однако мертвые петли он не делал — начальство категорически запрещало эму это.
Нестеров планирует заняться авиационным бизнесом. В мае 1914-го по его чертежам московский завод "Дукс" начинает строительство уникального самолета с изменяемым углом атаки крыльев. Но реализацию замыслов вынуждены были отложить: начинается Первая мировая война. 26 июля 1914 года киевский авиаотряд отправляют на фронт. Штабс-капитан Нестеров оказывается в Жовкве — теперешнем райцентре Львовщины. Он проявляет себя и здесь. Например, заметил, что с 12 до 15 часов жизнь на вражеских аэродромах замирает — летчики и техники обедают. Следовательно, в это время можно без риска приземлиться и поджечь австрийские самолеты. Потом ему пришла идея прорезать под задним сидением дыру и бросать на вражеские объекты камни. Впоследствии решает, что лучше ударить самолет противника колесами собственной машины. Так Нестеров открыл новый способ ведения боя — воздушный таран. И впервые в истории его применил.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Изобретатель радиосигнала лабораторию устроил на яхте, подальше от жены
Над Жовквой по несколько раз в день кружил австрийский летчик-разведчик барон Фридрих фон Розенталь. Руководство 3-й российской армии было возмущено.
25 августа в вестибюле бывшего замка короля Яна ІІІ Собеского в Жовкве Нестеров пообещал генералу Михаилу Бонч-Бруевичу — будущему советскому деятелю — атаковать вражеского разведчика. На следующий день, когда над местечком опять появился австрийский биплан "Альбатрос" с фон Розенталем, Нестеров решает атаковать. Барон начинает бежать от преследователя. Нестеров догоняет его, заходит сзади и сверху и ударяет колесами своей машины. "Альбатрос" врезался в землю. Нестеров развернулся и взял курс на Жовкву. Но на обратном пути потерял сознание. Пилот разбился возле села Воля-Высоцкая через год после своей "мертвой петли". В его честь ее называют "петлей Нестерова".
Общество воздухоплавания собиралось на Пушкинской, 8
Киев начала 20 в. был одним из авиационных центров Европы. Местное общество воздухоплавания возглавлял профессор Киевского политехнического института Николай Делоне. Активным участником группы в 1913–1914 годах был и Петр Нестеров. В городе начинали свою деятельность авиаконструкторы Георгий Адлер, Федор Андерс, Федор Былинкин, Дмитрий Григорович, Василий Йордан, Константин Калинин, Александр Карпека, братья Евгений, Иван и Андрей Касьяненко, Александр Кудашев, Александр Свешников, Игорь Сикорский, Федор Терещенко. Посмотреть полеты членов общества жители города выбегали на Владимирскую горку и днепровские кручи. Общество воздухоплавания собиралось на заседания в доме N8 по ул. Пушкинской. Тот дом сохранился и поныне, однако памятной доски на нем не установлено.
1887, 15 (27) февраля — Петр Нестеров родился в российском городе Нижний Новгород. Отец — штабс-капитан Николай Нестеров, мать — Маргарита Нестерова, домохозяйка
1906 — оканчивает с отличием Михайловское артиллерийское училище в Петербурге. Получает назначение во Владивосток. Там вступает в брак с Диной Галецкой. Вскоре рождаются дети Маргарита и Роман
1911, август — осуществляет первые полеты на планере собственной конструкции
1912 — оканчивает военно-авиационную школу в Гатчине под Петербургом. 5 октября сдает экзамен на звание военного летчика
1912, октябрь – 1913, февраль — в Варшаве изучает новый моноплан "Ньюпор-IV"
1913, 26 апреля — начинает исполнять обязанности начальника ХІ корпусного отряда 3-й авиационной роты в Киеве
1914, 8 сентября — погибает возле села Воля-Высоцкая неподалеку от Жовквы на Львовщине, осуществив первый в мире воздушный таран. Посмертно награжден орденом Св. Георгия IV степени. Похоронен в Киеве на Аскольдовой могиле. Семье назначили наивысшую в империи пенсию — 1890 руб. в год
1951 — райцентр Жовква на Львовщине переименован в Нестеров. Историческое название городу возвращено в 1992-м.
Комментарии
20