понедельник, 14 марта 2016 18:30

"Выньте серьги, бросьте кольца: Вас полюбят комсомольцы" - как в молодом Советском Союзе создавали "новых людей"

"Выньте серьги, бросьте кольца: Вас полюбят комсомольцы" - как в молодом Советском Союзе создавали "новых людей"

Уже с первых лет своего существования коммунистическая партия Советского Союза активно взяла курс на новую гендерную политику, предусматривающую вмешательство в частную и регулирования общественной жизни граждан. Партия производила образы "новой женщины" и "нового мужчины", но женский вопрос стал ведущим пунктом в данной политике.

Период 1920-30-х годов характеризуется тем, что происходит освобождение женщины от патриархальных устройств и изменение их на модерные. Конечной целью было покорение женщины государству. С одной стороны, женщина представлена ​​как "отсталый элемент", который требует государственно-политического направления. С другой - женщины рассматриваются как матери и строители социалистического общества. Говоря о женской политической некомпетентности, большевики признавали их неготовность строить новое государство, поэтому основной целью было превратить бывших неграмотных женщин в "сознательных коммунисток", которые были бы способны работать на благо государства. В соответствии с новыми представлениями необходимо было превратить бывших "угнетенных патриархальными обычаями" женщин в полноценных членов трудового коллектива и борцов за идею. С этого времени женщина-работница становится на одну ступень с мужчиной, тем самым разрушая устаревшие патриархальные семейные нормы. Женщины становятся политически активными: создаются отделы по работе с женщинами при ЦК РКП (б), основной целью которых является поощрение женщин к активному занятости в промышленности.

На смену старой модели "буржуазной семьи" приходит новая, где женщина уже не поддается патриархальным воздействиям. Отпадает необходимость в создании семьи на экономических основаниях, так как каждый член семьи может самостоятельно себя обеспечивать. В наследство от революционной эпохи по сегодняшний день мы имеем такое явление, как гражданские браки, когда церковный обряд венчания становится ненужным. Средняя длительность таких браков в первые годы существования Советского Союза продолжалась около восьми месяцев.

От 20 февраля 1919 советские граждане получили полную свободу разводов согласно Декрету Совнаркома Украины "О гражданском браке и ведения книг регистрации актов гражданского состояния", согласно которому гражданский брак приравнивался к церковному и отменялись религиозные ограничения при заключении брака.

Согласно большевистскими идеями, разрушалась старая семейная модель. Женщины-активистки совсем по-новому стали смотреть на семью, меньше половины студенток мечтали о браке, четвертая часть девушек провозглашали "свободную любовь". Также известны случаи коммунального совместного проживания.

Популярной среди тогдашней молодежи была теория "стакана воды" согласно которой любовь становилось свободной. Этот вопрос был рассмотрен в статье А. Луначарского: "Если есть большая половая потребность, то ее нужно удовлетворить. Рассказы о любви, браке - буржуазные стереотипы. Нужно учиться у природы, в жизненной правды, она не знает ни романов, ни осложнений".

Большой вклад внесла Александра Коллонтай для эмансипации женщины, в соответствии с ее взглядами. "новая" женщина - сильная личность, что скрывает свои эмоции, ей не свойственны сантименты и покорность. Коллонтай отмечает, что "новая" женщина имеет высокие требования к мужчине. Для нее дела с личной жизнью отходят на второй план, поскольку такое же место оно занимает у мужчин. Женщина получает, по сути, мужскую роль: она должна много работать, чтобы достичь независимости и быть приспособленной к требованиям современного мира.

Что касается внешнего вида граждан, то в этот период он был бедным и серым, это касалось как мужчин, так и женщин. Низкое материальное положение, послевоенная и революционная разруха не могли не повлиять на материальное положение населения. Хотя, существовал определенный слой населения, значительно отличался по своему внешнему виду, - правящая верхушка.

Доступным модным атрибутом одежды женщины 1920-30-х годов считалась черная юбка, белая блузка и красный платок. Также массовым было ношение кожаной куртки - эхо Первой мировой и гражданской войн. Характерным для этого периода является то, что "кожанки" были актуальны не только для мужчин, но и для женщин. Падение авторитета "кожанки", как элемента моды, свидетельствует о демилитаризации атмосферы в обществе и утверждения НЭПа.

В период НЭПа ситуация с женской одеждой значительно изменилась: советские модницы старались выглядеть подобно европейским. Популярными были маленькие шляпки и платья "птичьего кроя", сапожки на шнуровке, меха. Но кредом большевиков оставался аскетизм, и "нэпманской моде" была объявлена ​​война. Девушек, которые надевали шелковые блузы, обвиняли в том, что только "развратные буржуазки позволяют шелку прикасаться к своему телу." Уместным будет тогдашняя кричалка: "Выньте серьги, бросьте кольца: вас полюбят комсомольцы".

Тума Виолетта

Сейчас вы читаете новость «"Выньте серьги, бросьте кольца: Вас полюбят комсомольцы" - как в молодом Советском Союзе создавали "новых людей"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть