Недавно депутаты Партии регионов выступили с предложением восстановления памятника Петру Столыпину в Киеве. Мы пообщались с известным историком и киевоведом Станиславом Цаликом об истории этого памятника и целесообразности его возрождения.
Какова история памятника Петру Столыпину в Киеве?
Столыпин был премьер-министром в то время, он был убит в киевском оперном театре 1 сентября 1911 года. По завещанию он должен был быть похоронен там, где его убьют, вероятно, предчувствовал, что такое произойдет. Тогда приняли решение, чтобы назвать улицу Столыпинской (это нынешняя улица Олеся Гончара) и соорудить памятник. Его поставили в 1913-м у Городской думы. Она находилась на современном Майдане Независимости между Поштамптом и Домом профсоюзов. Интересное здание, со шпилем. Перед ним и поставили памятник Столыпину, который был показан в амбициозной позе и смотрел на Крещатик.
Этот памятник стал первым в Киеве, который убрали после отречения Николая Второго от престола. Он стал таким образом символом старого режима, потому что Столыпина считали человеком Николая II.
Что осталось от этого памятника?
Во-первых, есть фотографии, где очень четко все видно. Также фото с открытия, чертежи. То есть технически его восстановить или сделать подобный можно. Это больше вопрос исторический и политический, чем технический.
Может ли памятник Столыпину повторить судьбу монумента Екатерине II в Одессе?
С Екатериной II была немного другая история. Мне кажется, что абсолютное вся пресса ее бездарно подала. Тогда Одесса боролась за гранты ЮНЕСКО по сохранению исторической среды и была рекомендация ЮНЕСКО восстановить этот памятник, что они, собственно и сделали. Я не думаю, что ЮНЕСКО руководствовалось политическими мотивами. Просто было четко сказано: для того чтобы Одесса подпадала под критерии ЮНЕСКО, надо восстановить памятник.
В других городах Украины также есть памятники и барельефы Екатерине II и почему-то это никого не волнует. Это лишь тогда схватили момент и начали специально выжимать из него какую-то политическую составляющую.
Вам известны подобные попытки или проекты восстановления памятников времен Российской империи в других городах?
Кроме того скандала в Одессе, мне такие проекты не известны. Я знаю, что в интернете любят выставлять фотографию парка Шевченко, который когда-то назывался Николаевским парком, там был памятник Николаю I. Мол, посмотрите, здесь когда-то стоял Николай I. Но я не слышал, чтобы кто-то хотел его восстановить.
С другой стороны, есть хороший пример на центральной площади Евпатории. К 2500-летию города эту площадь модернизировали и поставили колоссальную стену с барельефами людей, которые помогли городу за всю его историю. Там есть греческий основатель города, турецкий султан, крымский хан и среди них - барельеф Екатерины II. Это было до скандала в Одессе, и никому Екатерина в Евпатории не мешала и небо не упало. Там никто из этого не выжимал политическую составляющую. Она стоит там в правильном контексте.
Вообще в Украине странное отношение к памятникам, какое-то сталинское представления. Мол, если памятник - это идол, кумир и перед ним надо бить лбом по постаменту. Во Франции, например, стоят памятники героям, политическая мода на которых прошла. Была такая страница, Столыпина убили в Киеве и погребенон здесь. Восстановили крест на его могиле в Лавре и также небо не упало. Мне кажется, что эту тему политизируют люди, которые не очень разбираются в истории.
Как, по вашему мнению, будет выглядеть памятник российскому министру в столице Украины?
В данном случае, со Столыпиным, это сложный вопрос. С одной стороны, именно он разрушал предыдущую систему крепостного землевладения и делал хуторянскую - то, что более присуще украинскому земледельцу. Индустриализация, которую потом делал Сталин - это наоборот был ответ Столыпину. Ведь Сталин фактически приводил к стандарту времен Российской империи, а Столыпин внедрял европейскую систему. И, как ни странно, развитие украинского сельского хозяйства состоялось и благодаря Столыпинской реформе.
А с другой стороны, он же изображен и как отрицательный персонаж из-за отселения крестьян на Дальний Восток и в Сибирь. Мы все "забацанные" советскими штампами, потому что до сих пор в прессе это подается так, как депортация крымских татар из Крыма, когда их за 24 часа бросили в товарные вагоны и отправили неизвестно куда. В столыпинские времена это был добровольный процесс. Более того, давали "подъемные" каждые человеку, добровольно согласившемуся поехать туда. И те, у кого не было земли и денег, чтобы землю купить, они получали ее бесплатно. Плюс подъемные, плюс дом, плюс, плюс, плюс... Другое дело, что сам климат там был не благоприятный и многие там действительно умерли. И именно это Столыпину ставят в обвинение.
Его также изображают как противника украинского движения. В частности, ему приписывают высказывания, что пока он жив, в Киеве не будет памятника Тарасу Шевченко.
Я лично не нашел оригинала этого высказывания Столыпина и так же не нашел откуда эта фраза взята. Возможно, он где-то это и говорил, я не могу поручиться за это, но я не нашел. Памятник Шевченко в Киеве планировали, на это было согласие Киевской Думы, перед которой потом и поставили памятник Столыпину. Если бы Столыпин сказал что-то подобное, то, думаю, Киевская городская управа не обсуждала бы сооружение памятника Шевченко. Согласие управы было. Это отчетливо видно из дневника Евгения Чикаленко. Он возглавлял комиссию по сооружению памятника Шевченко в Киеве, которая вела с управой споры относительно места памятника. То есть вопроса о том нужно ли ставить, не было, это уже было решено. А потом началась мировая война и обеим сторонам было уже не до памятника. Но в целом, если бы Столыпин сказал нечто подобное, то городская управа не могла бы делать подобные вещи ни в коем случае. Эта фраза может быть легендой.
Как можно оценить идею восстановления памятника Столыпину с точки зрения современного вида Майдана Независимости?
Во-первых, там сейчас Майдан. Во-вторых, без дома Городской думы он будет символично выглядеть совсем иначе. Мне кажется, что все попытки механически восстанавливать то, что было когда-то, не учитывая застройку, которая сложилась за сто лет, являются неправильными. Такой, например, является попытка восстановить у цирка "железную церковь", которая когда-то стояла на Еврейском базаре (современная площадь Победы - Gazeta.ua). На ее месте сейчас фактически стоит цирк. Иногда это выглядит как пародия. Так и в случае Столыпина. Я не думаю, что можно найти фундамент памятника и там поставить его. Площадь является центральной площадью не только Киева, но и Украины. И вдруг там поставят памятник, который выступит уже определенногос символическим значением... Эта идея очень напоминает провокационную акцию.
Комментарии
10