пятница, 26 июня 2015 13:05

"В политзаключенных в СССР не было имен, только номера" - режиссер Александр Рябокрис
15

Александр Рябокрыс, 63 года, украинский режиссер-документалист, работает в редакции документальных фильмов в Национальной телекомпании Украины, лауреат премии имени Василия Стуса. Родился в шахтерском городе Красноармейск Донецкой области в семье маркшейдера и бухгалтера. Окончил факультет АСУ Донецкой политехники, специальность инженер-электронщик и Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения по специальности телережиссер. С середины 1990-х работает в НТКУ и снимает телефильмы преимущественно исторической тематики. Среди важнейших работ фильмы «Сандармох», «Украинцы на Колыме», «Голгофа академика Кравчука», «Человек воли» (о Михаиле Сороке), «Война Мирослава Симчича», «Вольное казачество» (об освободительной борьбе 1918-1922 гг. в Холодном Яру), «Сергей Королев», «Открытие неба» (о развитии авиации в Украине), «Большая игра» (посвященный 100-летию скаутского движения "Пласт"), «Кенгир. 40 дней свободы».
Фото: Наталия Миняйло
Схема Степлага.
Сторожевая вышка.
Женский барак.
Глеб Слученков - один из лидеров восстания.

61 год назад, 26 июня 1954 года 1600 солдат с собаками и танками подавили восстание в Кенгирском лагере, которое продолжалось более 40 дней. В результате погибли по меньшей мере 200 человек восставших.

"Кенгир. Сорок дней свободы" - именно так называется документальный фильм режиссера Александра Рябокрыса, который вышел на экраны в январе этого года. Во время работы над фильмом, режиссер не только побывал в Казахстане, но и собрал огромную коллекцию документов и свидетельств о Кенгирское восстании, а также об условиях жизни заключенных в советских лагерях.

Автор: Наталия Миняйло
  Александр Рябокрыс, 63 года, украинский режиссер-документалист, работает в редакции документальных фильмов в Национальной телекомпании Украины, лауреат премии имени Василия Стуса. Родился в шахтерском городе Красноармейск Донецкой области в семье маркшейдера и бухгалтера. Окончил факультет АСУ Донецкой политехники, специальность инженер-электронщик и Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения по специальности телережиссер. С середины 1990-х работает в НТКУ и снимает телефильмы преимущественно исторической тематики. Среди важнейших работ фильмы «Сандармох», «Украинцы на Колыме», «Голгофа академика Кравчука», «Человек воли» (о Михаиле Сороке), «Война Мирослава Симчича», «Вольное казачество» (об освободительной борьбе 1918-1922 гг. в Холодном Яру), «Сергей Королев», «Открытие неба» (о развитии авиации в Украине), «Большая игра» (посвященный 100-летию скаутского движения "Пласт"), «Кенгир. 40 дней свободы».
Александр Рябокрыс, 63 года, украинский режиссер-документалист, работает в редакции документальных фильмов в Национальной телекомпании Украины, лауреат премии имени Василия Стуса. Родился в шахтерском городе Красноармейск Донецкой области в семье маркшейдера и бухгалтера. Окончил факультет АСУ Донецкой политехники, специальность инженер-электронщик и Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения по специальности телережиссер. С середины 1990-х работает в НТКУ и снимает телефильмы преимущественно исторической тематики. Среди важнейших работ фильмы «Сандармох», «Украинцы на Колыме», «Голгофа академика Кравчука», «Человек воли» (о Михаиле Сороке), «Война Мирослава Симчича», «Вольное казачество» (об освободительной борьбе 1918-1922 гг. в Холодном Яру), «Сергей Королев», «Открытие неба» (о развитии авиации в Украине), «Большая игра» (посвященный 100-летию скаутского движения "Пласт"), «Кенгир. 40 дней свободы».

Что вдохновило вас снять фильм именно об этих событиях? С чего все началось?

Несколько лет назад я делал фильм о Михаиле Сороке (автор гимна Кенгирского восстания - Н.М.), который принимал участие в восстании. Я еще тогда коснулся этого вопроса. Меня поразило, что узники лагеря, лишенные всего, а не только свободы выбора, нашли в себе силы, чтобы объединиться, выгнать охрану, организовать жизнь в лагере. Это невероятно, но они это сделали.

Чем был Кенгир?

Это был особый лагерь. В СССР таких лагерей было всего 11. В нем удерживали людей, которые имели срок от 10 до 25 лет. Там были политические заключенные. Уголовников там не было. Это были люди, которые сознательно боролись против советской власти, или которые помогали тем, кто боролся, а также те, кто попал в плен или находился в немецких концлагерях. Когда их освобождали советские войска, то отправляли из немецкого лагеря в советский лагерь. Украинцев заключенных там было более половины.

Какие были условия жизни заключенных лагеря?

Сидевшие в особых лагерях работали по 10-12 часов в сутки в каменоломнях, шахтах, на строительстве, земляных работах. Вечером после работы их запирали в бараках. Они не могли выйти даже в туалет. На окнах висели решетки. Это давило психологически. Заключенных не идентифицировали по имени и фамилии, а только по номерам.

Это почти как в немецких концлагерях ...

Да, абсолютно. Например, им давали право написать два письма в год родным. Следили за тем, чтобы ничего лишнего не написали. Если ты не рассказал о "хороших" условия жизни в лагере, тебе могли добавить срок.

Каким было положение женщин в лагерях?

Женщин тоже посылали на карьеры. От них требовали выполнить такую норму, как и от мужчин. На строительстве женщин посылали на менее квалифицированные работы. Если мужчины строили дом, то женщины рыли почву для фундамента, работали на кирпичном заводе. Там почти всю работу делали вручную. Поэтому работа у женщин была очень тяжелая.

Автор: Иллюстрации предоставлены Александром Рябокрысом.
  Женский барак.
Женский барак.

А какой была смертность среди заключенных?

Точную цифру сказать трудно, потому что она все время менялась. Наибольшая цифра была во время войны - смертность доходила до 15 процентов. Когда я делал фильм о украинцах на Колыме, мне один человек рассказывал, что приехало их этапом где-то 1500 человек. Только за первую зиму от тяжелых условий труда умерло 700 человек. Из-за плохого питания человек за месяц истощался.

Известно, что на Колыме был авиаконструктор Сергей Королев. Он сюда попал осенью 1938 года и через месяц приехал директор авиационного завода из Москвы. Увидев Королева, он был удивлен, как он изменился за короткое время. У него выпала половина зубов. Только одну зиму Королев провел в лагерях и чуть не умер.

А в 1954 году, возможно, уже было получше с бытовыми условиями. Власть была заинтересована в рабочей силе, поскольку заключенные добывали стратегические материалы - золото, платину, серебро, урановые руды, титан, вольфрам.

А где была самая высокая смертность?

На севере, в северных лагерях, где очень сильный мороз. Там еще была затруднена доставка продовольствия. Могло замести и до весны не подвозили продукты.

Бывшие политзаключенные часто говорят о плохом хлеб в лагерях. С чего его делали?

Хлеб был нечистый. В него добавляли желуди, опилки, траву, хвою. Давали одну буханку в день и надо было ее разделить на три части. Бывало, что человек съедал его сразу и голодал до утра. Хотя по нормам заключенным должны были давать и мясо, и рыбу. Однако на самом деле они ели мерзлую картошку, свеклу. На территории лагеря были магазины, где можно было что-то купить.

Автор: Иллюстрации предоставлены Александром Рябокрысом.
  Сидит по центру - Михаил Сорока, автор гимна Кенгира.
Сидит по центру - Михаил Сорока, автор гимна Кенгира.

А как можно было получить деньги в лагере?

За работу не платили. Деньги могли только родственники пересылать. Платить заключенным начали уже после восстания.

Известно, что в Кенгире, кроме политических заключенных, были еще уголовные. Как они нашли общий язык?

Уголовники в лагерях были как трутни. Они не работали, а жили за счет политических заключенных. Заставляли на себя работать, отбирали одежду, еду, поэтому никогда не голодали. Это тянулось до середины 1940-х годов. После того, как в лагеря начали попадать повстанцы, то они дали уголовникам такой урок, что власть должна была разделить политических и уголовных заключенных. В Кенгире уголовники занимались тем же, что и всегда. Поэтому собрался совет политических заключенных и решили послать в барак к уголовникам послов со словами: "Слушайте, мы умеем делать ножи не хуже вас. Вас здесь 600 человек, а нас 6000. Мы вам перережем вас за несколько часов до ноги". Власти хотели натравить уголовных заключенных на политических, чтобы ввести войска в зону. Однако это не получилось.

А как сейчас чтят память жертв Кенгирского возникновения?

Ежегодно осуществляется паломничество на место гипотетического захоронения жертв Кенгирского восстания. В день подавления восстания 26 июня собираются в колонну внуки, правнуки, дети повстанцев, живущих в Казахстане, и идут пешком несколько десятков километров до места захоронения. Кладут на могилу цветы, ставят свечи, происходит траурный митинг.

Не было ли проектов сделать мемориальный комплекс на месте лагеря?

Нет, к сожалению. Хотя в самом Казахстане работу такую проводят. Возле Астаны недалеко был лагерь, который назывался "Астанинский лагерь жен изменников Родины" (АЛЖИР). В нем удерживали женщин, мужья которых получали срок за измену, и которые не отказались от своих мужчин. Если арестовывали мужа, то предлагали разойтись, взять девичью фамилию и перевести на нее детей - и все, можешь жить дальше. Если женщина отказывалась от этого, то ее арестовывали с детьми часто. Для детей тоже существовали специальные лагеря, если ребенок совсем маленький. А потом забирали детей в специальный детский дом. На месте такого лагеря сделали замечательный музей. Здесь соорудили стену из гранитных плит, где перечислены поименно все женщины, которые там сидели.

Как вы искали очевидцев восстания? Где они проживают преимущественно?

Эти люди в основном из Западной Украины, Львова, Ивано-Франковска, Буковины. Были на Ровенщине, Тернопольщине, но недавно умерли. Один из свидетелей Иван Ференчук, когда мы к нему приехали, очень обрадовался. Он сказал: "Я понял, зачем я еще жив. Я жив, чтобы рассказать вам это".

А как можно объяснить, почему в России это пытаются забыть, а в Казахстане наоборот помнят о жертвах репрессий?

Дело в том, что Казахстан тоже очень сильно пострадал от Голодомора. Там были масштабы потерь еще больше, чем в Украине. Если не ошибаюсь, погибла почти половина населения. Какой приезжий партиец взялся организовывать колхозы, но Казахстан - это скотоводческая страна. Люди жили с того, что пасли скот в степи. Кочевников загнали в колхозы и не учли особенности страны.

Об этом помнят?

В музеях все это показано, например, в Жезказгане. Если в Украине иногда еще говорят, что голода не было, а был неурожайный год, то в Казахстане таких голосов нет.

Автор: Иллюстрации предоставлены Александром Рябокрысом.
 

Напомним, Кенгирское восстание - восстание политических заключенных Степного лагеря в лагерном отделении Кенгир под Жезказганлм (Казахстан) 16 мая - 26 июня 1954 года. В восстании участвовали около 8000 заключенных, большинство из них - осужденные по политическим статьям украинцы (также россияне, прибалты, евреи и другие). Всего в Степлаге было украинцев 46% - 9596 человек, среди которых было много бывших членов ОУН и бойцов УПА и балтийских "лесных братьев".

Восстание началось на Пасху 1954 года, когда конвоиры автоматной очередью расстреляли колонну с заключенными. 13 человек были убиты сразу, пятеро из 33 раненых умерли потом в больнице.

Восставшие поставили перед властью ряд требований. Среди них, в частности, были такие: 1) привлечь к ответственности виновных в применении оружия 17 мая, а также расследовать все факты применения оружия, которые были в 1954 году; 2) снизить срок заключения осужденным на 25 лет, а также изменить отношение к семьям заключенных, осужденных по статье 58; 3) установить оплату труда заключенных на уровне с вольнонаемными рабочими, поднять шкалу зачетов до 5 дней и ввести восьмичасовой рабочий день для всех заключенных; 4) разрешить свободное общение мужчин и женщин; 5) ограничить право администрации в вопросах рабочей дисциплины взысканий с заключенных. Заключенные заявили, что до приезда члена Президиума ЦК КПСС или секретаря ЦК на работу не выйдут.

Переговоры продолжались 40 дней, однако консенсуса так и не удалось достичь. Поэтому 26 июня 1954 года власть силой подавила восстание. Точная цифра погибших не известна. Различные исследователи приводят цифры от 200 до 700 человек.

Кенгирское восстание стало одним из самых ярких выразителей кризиса ГУЛАГа. Оно вызвало серьезные изменения в карательной системе СССР. Уже в 1960 году Кенгирский лагерь прекратил свое существование.

Сейчас вы читаете новость «"В политзаключенных в СССР не было имен, только номера" - режиссер Александр Рябокрис». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть