пятница, 09 октября 2015 18:05

"Тело сохранило обычную форму, но были разбиты почти все кости"
10

Фото: предоставлены Любовью Карнарук

105 лет назад, 7 октября 1910 года в Петербурге погиб первый украинский авиатор Лев Мациевич. Он стал первой жертвой авиации. Ему было всего 33 года.

Лев Мациевич родился 13 января 1877 года в селе Александровка Чигиринского уезда Киевской губернии. Теперь это Кировоградская область. Мать Татьяна Федоровна происходила из духовного сословия. Отец Льва Макар Дмитриевич работал бухгалтером на сахарном заводе. В супругов было девять детей.

"Лев Мациевич в Александровке прожил девять лет. Любил бегать к отцу на работу. Ему интересно было наблюдать за механизмами сахарозавода. Возможно, именно тогда и полюбил технику. К тому времени в Александровке уже была церковная школа. Но родители хотели дать сыну хорошее образование. Отправили его в Киевскую гимназию на Подоле. Левко много читал. Увлекался физикой, химией, естествознанием и иностранными языками. Проводил химические опыты. Интересовался фотографией и переплетным делом. Незаурядная работоспособность помогла ему после гимназии закончить еще три учебных заведения", - рассказал Gazeta.ua директор Александровского районного краеведческого музея 56-летний Василий Белошапка.

Лев Мациевич учился на механическом отделении Харьковского технологического института. Хотя откуда его исключили за участие в украинских социал-демократических организациях, но диплом инженера-технолога он получил, блестящее защитив проект коммерческого парохода. Окончил Кронштадтское морское инженерное училище, оставив замечательный проект броненосного крейсера - прообраз линейного крейсера. А в 1906 году окончил еще и кораблестроительное отделение Морской академии. Через год его пригласили на Балтийский завод в Петербурге контролировать строительство подводных лодок.

"В его жизни соединились две стихии: морская и воздушная. Он спроектировал гидроплан, авианосец на 25 самолетов с системой катапульты, противоминные заграждения, противоторпедный защиту кораблей, изготовил 14 проектов подводных лодок. Особенно примечательно, что проект авианосца, предложенный Мациевичем, был первым в мире. Он мог взлетать с палубы с помощью катапульты, а приземляться с помощью торможения сетками. Мациевич закупал для России первые 11 аэропланов. В Севастополе участвовал в строительстве крейсера "Кагул" и эскадренного броненосца "Иоанн Златоуст". За усердие получает премию Морского министерства", - сказал Василий Викторович.

В 1909 году Лев Мациевич был принят в Отдел воздухоплавания, возглавляемый великим князем Александром Михайловичем. На заседании Военно-морского кружка в Петербурге смог убедить присутствующих в целесообразности использования летательных аппаратов на надводных кораблях. В то время это была достаточно смелая идея.

"Мечта о полетах покорила его сердце. Он полностью посвятил себя этому делу. Мациевич был руководителем авиационной комиссии по закупкам аэропланов. Он должен был ознакомиться с различными типами самолетов и выбрать лучший для организации закупок в России. В марте 1910 года капитана Мациевича отправили во Францию изучать мировой авиационный опыт. В течение полугода он учился в авиационной школе летчика и авиаконструктора Анри Фармана. Успел побывать на семи аэродромах и изучить устройство аэропланов 13 типов. Свой первый самостоятельный полет Мациевич совершил после 45 минут обучения с инструктором. Был осторожным, внимательным и спокойным. В школе Фармана не потерпел ни одной аварии. Он мечтал изучить недостатки существующих аэропланов, а затем заняться проектированием нового", - отметил Василий Белошапка.

9 августа 1910 года Левко Мациевич получил в Фармана лицензию пилота. И стал 178-м летчиком планеты, одним из первых в России и первым пилотом-украинцем. Друзья называли Льва Макаровича "неутомимым капитаном".

В Петербург Мациевич вернулся 13 сентября. Там уже вторую неделю проходил Всероссийский праздник воздухоплавания. Местом проведения выбрали так называемое Комендантское поле. Вдоль огороженного аэродрома поставили зрительские трибуны. Билеты стоили от 20 копеек до 25 рублей. Среди зрителей был премьер-министр Столыпин, председатель Государственной Думы Гучков и военный министр Сухомлинов, а также члены императорского дома.

В празднике принимали участие 11 летчиков. С ними в воздух могли подняться все желающие. Больше всего просились к Мациевичу. 6 октября Левко Макарович предложил сделать путешествие Столыпину, хотя тот страдал стенокардией. Полет прошел без осложнений. На следующий день взлетает вместе с начальником Главного морского штаба вице-адмиралом Яковлевым и устанавливает рекорд высоты соревнований.

Около 18 часов Лев Мациевич решает лететь на "Соммере", но забарахлил мотор. Авиатор вернулся к "Фарману IV", бросив на ходу: "Попробую на нем взять высоту".

Повесиа на грудь прибор, записывающий высоту, забрался в самолет. Когда в последний раз запустил мотор, было 17 часов 33 минуты. Через пять минут после взлета, Мациевич кругами набирал высоту. Ровно в шесть вечера выстрелили из сигнальной пушки, летный день закончился. Публика не расходилась, с восторгом смотрела на полет Мациевича на 400-метровой высоте. Вдруг зрители услышали в воздухе непонятный треск. Аэроплан странно качнулся и стал разламываться на части. Люди увидели, что Мациевич выпал из машины. Летчик что-то кричал, переворачиваясь в воздухе. Вслед падал разломанный на две части аэроплан. На трибуне рыдала жена Мациевича Александра, прижав к себе 7-летнюю дочь.

Один из очевидцев катастрофы Морозов вспоминал: "Падение продолжалось менее полуминуты, но казалось, что вечность. Всем сознанием чувствовалось и понималось, что Мациевич летит в объятия смерти, которая ожидает его на земле. И его никак нельзя было спасти. Многочисленная толпа замерла на месте. Только потом, когда все лежало вдали на поле, раздался крик ужаса толпы, которого никогда не забудет тот, кто его слышал ".

От аэроплана осталась куча обломков и оборванный провод. В 20 м от изуродованного "Фармана" лежал Лев Мациевич, прикрыв рукой лицо. По заключению врачей, смерть наступила уже на земле. Тело сохранило обычную форму, но были разбиты почти все кости. Когда труп подняли, в твердом грунте осталась впадина, которая точно повторяла форму тела.

Мациевич стал первой жертвой авиационной катастрофы в России. В газетах писали, что это было самоубийство из-за несчастной любви или супружеской неверности. Но в акте расследования трагедии говорится, что на высоте 385 метров лопнула проволочная диагональная растяжка перед мотором. Она попала в винт и одна из его лопастей разлетелась на куски. Аэроплан потерял жесткость и клюнул носом. Авиатор, отклонив тело назад, хотел выровнять машину. Но сорвался с сиденья и выпал из самолета.

"Лев Мациевич был настоящим украинцем. За ним следила полиция. Еще студентом вместе с Дмитрием Антоновичем и Михаилом Русовым основал Революционную украинскую партию, где говорили о независимости Украины. Кружки партии существовали, в частности в Харькове, Киеве, Нежине, Полтаве, Чернигове, Лубнах. Позже из этой партии возникла Украинская социал-демократическая партия, одним из лидеров которой был Владимир Винниченко. В Петербурге Мациевич был членом Украинской "Громады", вместе с Симоном Петлюрой. Устраивал Шевченковские праздники в Севастополе, Петербурге, ставил украинские театральные представления, прекрасно пел, танцевал. Он мечтал видеть Украину свободной, счастливой. Со своими родными из Украины переписывался на украинском языке. Его друзьями были Михаил Коцюбинский, Николай Вороной, Александр Олесь, Игнат Хоткевич, Николай Михновский, Иван Франко, Михаил Грушевский, лейтенант Петр Шмидт", - рассказал Василий Белошапка.

В Украине в честь Мациевича выпущены два почтовых конверта, а в России - две открытки. Улица Льва Мациевича есть во Львове. В Харькове на здании главного аудиторного корпуса Харьковского политехники установлена ​​мемориальная доска. На родине Льва Мациевича в Александровке его именем тоже названа одна из улиц. В 2003 году в доме, где родился Мациевич, открыт филиал Александровского районного краеведческого музея. В 2015 году в Александровке на благотворительные пожертвования частных лиц появился первый в Украине памятник Льву Мациевичу. Автор бюста - кировоградский скульптор Виктор Френчко.

Сейчас вы читаете новость «"Тело сохранило обычную форму, но были разбиты почти все кости"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть