среда, 14 января 2015 15:07

"Сею, сею, посеваю, с Новым годом вас поздравляю" - сегодня наши предки праздновали Новый год

"Сею, сею, посеваю, с Новым годом вас поздравляю" - сегодня наши предки праздновали Новый год
Сеятели

Общесельские ритуалы праздника св. Василия (Василия) были логическим продолжением карнавальных обходов с "Маланкой" и происходили 14 января по всей территории Украины.

По традиции после короткого отдыха ряженые сходились на общий сбор в условленном месте, обычно на пересечении дорог, ведь именно в таких местах в дохристианские времена проводились различные коллективные обряды.

Турниры ряженых

В отдельных селах Прикарпатья, Северной Буковины, Подолья до наших дней сохранились турниры ряженых, которые имеют характер общесельского публичного зрелища и являются важной составной частью новогоднего праздника Маланки-Василия. Ритуальные соревнования, связанные с культом плодородия и умерших, уходят своими корнями в эпоху первобытного строя. Об этом традиционном институте неоднократно упоминали древнерусские летописи, былины, исторические песни.

Сегодня, как и в прошлом, в новогодних соревнованиях участвуют ряженые парни из разных уголков села, соревнуясь между собой. Среди масок самыми популярными были "медведь", "дед", "цыган". По старинному обычаю "маланкари", которые проиграли соревнование, должны были угостить своих более удачливых соперников, а победители получали право провести у себя общесельские праздничные танцы.

Обычай полазника

С днем Василия связан обычай "полазника" (первого посетителя). Им могли быть не только люди, но и домашние животные: лошадь, петух, овца и др. Их заводили в дом, веря, что это принесет добро людям и животным. В прошлом обычай новогоднего полазника-животного был популярным не только среди крестьян, но и среди представителей господствующих слоев (духовенства, помещиков). Писатель А.П. Свидницкий, вспоминая свои детские годы, проведенные в с. Маньковцы Гайсинского уезда Подольской губернии, где его отец был священником, записал: "Выйдя из церкви, слуги берут лошадь, вола и барана, где эта скотина, украшают их поясами, колосьями, калиной, барвинком и в таком виде вводят в комнату поздравить хозяина с новым годом, новым счастьем".

Сеяние

Выразительный аграрно-магический смысл носил обряд "засевания", "посыпки", известный не только в Украине, но и во всех восточных славян. Сеятели (мальчики 7-14 лет) начинали ходили по селу на рассвете. В руках они носили сумки или перчатки, наполненные зерном. Зайдя в дом, они осуществляли символическое засевания, которое сопровождалось традиционными пожеланиями: "Сею, сею, посеваю, с Новым годом вас поздравляю!". В каждом доме сеятелей принимали как самых дорогих гостей, приглашали их к столу, "чтобы хорошо все садилось" или "чтобы сваты садились" - так говорили в доме, где жили незамужние девушки.

Нередко мальчики-сеятели копировали клохтанье кур, а взрослые, шутя, дергали за их чубы или уши, "чтобы цыплята были хохлатые и мохнатые". В некоторых регионах первый сеятель должен был обмолотить макогоном сноп ржи, который стоял в углу с Рождества. После окончания всех обрядовых действий хозяева угощали сеятелей, а также дарили им различные подарки.

Сейчас вы читаете новость «"Сею, сею, посеваю, с Новым годом вас поздравляю" - сегодня наши предки праздновали Новый год». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть