7 апреля в рамках проекта "Донбасские студии" состоялась дискуссия "Реальный и мнимый Донбасс". Поводом стала презентация книги польской исследовательницы Марты Студенной-Скруквы "Украинский Донбасс". В украинском переводе она вышла в 2014 году - именно тогда, когда война стала частью повседневной жизни страны.
В дискуссии приняли участие люди, которые непосредственно работали над украиноязычным изданием. Это переводчики Вахтанг Кебуладзе и Андрей Бондарь, а также историки Леся Гасиджак и Андрей Портнов, который был на скайп-связи с аудиторией. В контексте презентации участники обсудили ряд проблемных вопросов и попытались определить те факторы прошлого, которые стали предпосылкой для трагических событий настоящего.
Докладчики едины в том, что публикация книги "Украинский Донбасс" без преувеличения является важным событием, поскольку сейчас в Украине практически нет (!) глубоких научных работ об этом регионе. По словам Вахтанга Кебуладзе, Марта Студенная-Скруква собрала и упорядочила имеющийся материал и подала его с позиции четко определенных методологических доктрин. Эта книга открывает для читателей Донбасс, знакомит с ним и заставляет задуматься над его историей и, главным образом, над его настоящим и будущем.
"Я далек от Донбасса. Поэтому в течение работы над новой для меня темой я пережил настоящую драму. Эта книга сложная, смелая и может служить как букварь дял разговора об идентичности. Она образцовая для украинского историка, потому что не является чисто исторической. Мне очень приятно, что на 40-м году жизни я открыл для себя донецкий регион. Ведь мой воображаемый Донбасс оказался далеким от реального. И именно эта книга открыла его для меня", - рассказывает переводчик Андрей Бондарь.
По словам историка Андрея Портнова, сейчас много разговоров ведется об идентичности Донбасса. Однако, по его мнению, особая идентичность, если она существует, не стала определяющим фактором в события 2014-2015 годов. Ключевыми причинами войны исследователь называет российскую интервенцию, просчеты киевской политики и предательское поведение местных бизнес-элит. Он убежден - решение украинских властей поиграть в нейтралитете с ДНР/ЛНР открыло путь к насилию, а отказ от штурма Донецкой и Луганской ОГА стала символом слабости Украины.
"Почему в Днепропетровске не произошло того, что сейчас происходит в Украине? Дело в том, что в Днепропетровске нет границы с Россией, а проукраинское меньшинство оказалась более сплоченным, чем в Донецке. Однако остальное население не следует считать пророссийским и антиукраинским. Это большинство и в Днепропетровске, и в Донецке в основном пассивное, ориентированное на стабильность и социальные выплаты ... Риторика неизменной советской идентичности является очень опасной, потому что перекладывает ответственность за войну и то, что происходит с местных элит на местное население. Сегодня мы видим, как на Донбассе происходит превращение потенциальных конфликтов в настоящую войну", - убежден Андрей Портнов.
Участники дискуссии неоднократно поднимали вопрос отношения жителей Донбасса к событиям прошлого и настоящего. Они также обратили внимание на ложные стереотипы, которые до сих пор господствуют в нашем обществе. Всегда местные жители были пассивными? Действительно среди них преобладали пророссийские настроения?
"Хотела бы напомнить такой факт. Архивные документы 1917-1918 годов свидетельствуют, что местные "Просвиты" Донбасса писали в Центральный Совет обращения на украинском языке, в которых подчеркивали свое стремление быть в составе единой и неделимой Украины. Но советская власть все это нивелировала. Местное жители были репрессированы, замучены, убиты, а регион заселен другими людьми. Таким образом, советская власть сформировала совсем другое общество", - отметила историк Леся Гасиджак.
Красноречивым примером того, что Донбасс также может быть революционным, активным и проукраинским участники дискуссии называют мощные шахтерские забастовки конца 1980-начала 1990-х годов. Именно шахтеры стали "локомотивом антисоветского движения в Украине". Но что произошло потом? Куда была направлена революционная энергия тысяч людей? По словам Леси Гасиджак, шахтеры, активные участники революции на граните, потом разочаровались в государственности, в результатах своей борьбы. Под давлением экономического кризиса 1990-х и игнорирования центром проблем Донбасса они начали искать виновных. И нашли - виновной стала Украина.
В книге Марты Студенной-Скруквы эта страница истории Донбасса упоминается вскользь. Это подчеркивает Вахтанг Кебуладзе. Для него непонятно краткое описание автором вышеупомянутых событий.
"Кроме того, не хватило информации о Голодоморе. Повлиял он на формирование предпосылок происходящего? Если да, то в какой степени? Лично у меня ответа нет и в книге я его не нашел. Что это - сознательное избежание темы или случайность?", - спрашивает переводчик.
Леся Гасиджак дополняет коллегу.
"Да, действительно о Голодоморе информации нет. Однако я подозреваю, что автор не ставила себе задачей освещение этого аспекта. Книга Марты Студенной-Скруквы написана, прежде всего, о пролетарском городе. Но стоит отметить, что начиная с 1933 года, проводилась целенаправленная политика заселения вымерших сел выходцами из центральных регионов России. Например, 29 декабря 1933 года на станцию Юзовка прибыли 44 эшелона из центральных российских губерний. И это только один пример. Когда сегодня потомки тех переселенцев говорят "Мы ничего не помним. Голодомора не было", они говорят правду! Ведь действительно, переселенцы приехали на Донбасс после трагедии, в пустые села, на место украинского населения, которое погибло голодной смертью", - отмечает исследовательница.
Такие примеры истории помогают нам понять, что именно превратило потенциальные конфликты на Донбассе в настоящую войну и какие факторы позволили неконтролируемое насилие. И книга Марты Студенной-Скруквы помогает читателям в этом.
"Мы имеем много иллюстраций динамизма отношения местного населения к нынешним событиям. Ситуация была и остается неизвестной. Перед нами стоит сложная задача объяснить природу этой войны. Я могу сказать, что насилие было принесено извне и блестяще сыграло на разного рода недовольствах, которые, конечно, были. Мы не знаем до конца, почему то, что произошло в Донецке и Луганске, имело место именно там, а не в другом регионе Украины. Нам необходимо детально изучать что, где и когда произошло. И дискуссии в конкретном ключе, поиск четких ответов помогут понять этот конфликт", - говорит Андрей Портнов.
Подытоживая дискуссию, Вахтанг Кебуладзе отметил, что книга "Украинский Донбасс", изданная во время трагических событий в Украине, имеет непростую судьбу. Она является не только бумажным носителем определенной информации. Книга в режиме реального времени проходит проверку изложенных в ней тезисов и выводов. Она стала частью ужасного эксперимента в подтверждение или опровержение опубликованных материалов.
Итак, исторические события, которые сейчас переживает Украина, лишают нас иллюзий. Мы получаем возможность сделать осознанный выбор - либо и дальше оставаться в плену стереотипов и мифотворчества, либо попытаться ответить на противоречивые и неоднозначные вопросы. Обсуждение позволяет нам открыть путь к пониманию проблемы и совместно найти ее решение
Комментарии