
Приговор поэту Тарасу Шевченко подписал собственноручно российский император Николай I 9 июня 1847 года. Отдали в солдаты и запретили писать и рисовать.
Сначала поэта обвиняли в участии в тайной политической организации - Кирилло-Мефодиевском братстве. Делом занимались представители Третьего отделения - высшего органа политической полиции империи. Основанием для открытия стал донос, совершенный студентом Киевского университета Святого Владимира Алексеем Петровым. Участников арестовали, а уже 28 мая доклад графа Алексея Орлова о деятельности братства лежал на столе императора.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Шевченко написал "Завещание" во время болезни
Главой назвали ученого Николая Гулака, который должен был отсидеть 3 года в Шлиссельбургской крепости. Остальные получили небольшие сроки заключения. Позже их направили в разные города Российской империи с запретом возвращаться в Украину. Несмотря на то, что участие Шевченко в организации не доказали, ему досталось больше всего.
"Этот художник, вместо того, чтобы вечно питать благоговейные чувства к особам августейшей фамилии, удостоившим выкупить его из крепостного состояния, сочинял стихи на малороссийском языке самого возмутительного содержания. В них он то выражал плач о мнимом порабощении и бедствиях Украйны, то возглашал о славе гетманского правления и прежней вольнице казачества, то с невероятною дерзостью изливал клевету и желчь на особ императорского дома, забывая в них личных своих благодетелей", - говорилось в записке Третьего отделения.
Шевченко отправили служить рядовым в Оренбургский корпус с правом выслуги. К приговору Николай I лично дописал: "Под строжайший надзор, с запрещением писать и рисовать, и чтобы от него ни под каким видом не могло выходить возмутительных и пасквильных сочинений".
"Трибунал под председательством самого сатаны не мог бы провозгласить такого холодного, нечеловеческого приговора, - писал позже поэт. - А бездушные исполнители исполнили его с возмутительною точностью. Август-язычник, ссылая Назона к диким гетам, не запретил ему писать и рисовать. А христианин Николай запретил мне то и другое. Оба палачи".
В Царском Селе под Петербургом 4 мая 1838-го состоялась лотерея между членами царской семьи и приглашенными вельможами. Разыграли портрет воспитателя наследника российского престола Василия Жуковского. На вырученные деньги выкупили из крепостничества художника и поэта Тараса Шевченко. Относительно участия царской семьи в выкупе сам Шевченко писал: "Бездушному сатрапу и наперснику царя пригрезилось, что я освобожден от крепостного состояния и воспитан на счет царя и в знак благодарности нарисовал карикатуру своего благодетеля. Так пускай, дескать, казнится неблагодарный. Откуда эта нелепая басня, не знаю".
Комментарии