10 октября 1913 года через Панамский канал, который строился почти четверть века, соединились воды Тихого и Атлантического океана. Первое судно прошло по нему только 15 августа 1914 года.
Правительство Колумбии, которой в то время принадлежал Панамский перешеек, предоставил право проведения работ французской компании Лессепс, который в 1869 году успешно завершил строительство Суэцкого канала. Работы начались в 1881 году.
В начале 20-го века, когда противостояние между США и Испанией вылилось в военные действия на огромных просторах Западного полушария, в США возникла потребность в создании короткого пути для перемещений военных и торговых судов между Атлантическим и Тихим океанами. В 1902 году Конгресс США принял решение о прибання французской компании, которая строила Панамский канал, и выделение соответствующего финансирования для завершения работ.
6 ноября 1903 США признали независимость Панамы. 18 ноября был подписан договор, который гарантировал США исключительное и постоянное право на присутствие в зоне канала и ведения его строительства. В обмен на это Панама получила 10 млн долларов и по 250 000 ежегодных дотаций на следующие 9 лет.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Панамском канале столкнулись два судна, более 20 пострадавших
Строительство Панамского канала стало одним из крупнейших и сложнейших строительных проектов, осуществленных человечеством. Панамский канал совершил неоценимое влияние на развитие судоходства и экономики в Западном полушарии и на всей Земле в целом, что обусловило его чрезвычайно высокое геополитическое значение. Благодаря Панамскому каналу морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22,5 тыс.км до 9,5 тыс.км.
Канал пропускает через себя суда самых разных типов - от частных яхт до огромных танкеров и контейнеровозов. Максимальный размер судна, которое может пройти по Панамскому каналу, стал фактически стандартом в судостроении, получив название Panamax.
В 1970-е годы Панама заявила об отказе соблюдать договор 1903 года. В 1977 году президент США Джимми Картер и панамский диктатор Омар Торрихос подписали соглашение о передаче к концу века Панамского канала в собственность правительства Панамы, что и произошло 31 декабря 1999.
Проводка судов через Панамский канал осуществляется лоцманской службой Панамского канала. Среднее время прохода судна по каналу - 9:00, минимальный - 4:00 10 минут. Максимальная пропускная способность 48 судов в сутки. Ежегодно через сооружения канала проходят около 17 500 судов, везущих более 203 млн тонн груза.
Комментарии