Ексклюзивы
пятница, 18 января 2019 15:16

На Гната Юру приходили со своими стульями и теряли сознание
6

18 января 1966-го умер Гнат Юра, выдающийся актер, режиссер, основатель и первый руководитель столичного театра им. Ивана Франко.

Gazeta.ua предлагает воспоминания франковцев о гастролях театра в трудные годы и о самом Гнате Петровиче.

Театр Гната Юры рождался в тяжелые сумасшедшие времена гражданской войны. Когда, казалось бы, музы должны молчать, потому что на авансцене - пушки.

Но Гнат Петрович начал свою "гражданскую войну" - за украинский театр. И выиграл ее блестяще. Хотя, ох как нелегко было.

Холод, голод, 1920 год, город Черкассы, в котором везде снуют военные. И местный театр - деревянный дом всего на 500 мест. Это был дом Гната - театр, который он всей своей семьей создавал наперекор всем предостережениям. Биограф франковцев Лев Белоцерковский вспоминает те времена: "Керосиновые лампы едва освещали зал и сцену. Публика сидела в верхней одежде. А актерам, которых в костюмах Мольера принимала дрожь, было не совсем весело. В дальних углах сцены - 2 небольшие комнатки. В одной одевались и гримировались мужчины. Во второй - женщины. Это были комнатки, где хранилось первое имущество франковцев... Сами ходили в лес по дрова, ежедневно поочередно топили печи - на сцене и в зале, ежедневно чистили и мыли пол".

Что интересно, Гнат Петрович, начиная каждую свою репетицию, выходил к актерам со строгим требованием - даже среди тотальной разрухи в городе и в жизни: "На сцене должна быть обязательно чистота! Должен быть порядок во всем! И должна быть абсолютная тишина!"

И, словно в воинской части, актеры без опозданий собирались на сцене. Репетиции он начинал словами: "Ребята, девчата, а вы завтракали? А вкусная была картошка?"

Театральный деятель Даниил Федоряченко:

"Мы студентами были, так это икона для нас была просто - Гнат Петрович. Он нам ни одной лекции не читал, но в массовке в его театре мы выходили".

Кони у его были, одна или 2 телеги - вот так возами трупа ездила гастролировать по Украине. Приезжали в село какое-то. Если был клуб, значит, приходили, ложились на пол отдыхать. Подкладывали под голову шапку вместо подушки, лохмотья на себя. В те грозные дни голодные и холодные, все же искусство остается на высоте. В то время он организовал театр, который себя оправдал. А если не было клуба, искали, где большой дом - ставили там пьесы, и там же ночевали.

Даниил Данилович вспоминает, что после войны актеры жили очень бедно - за работу получали карточки на продукты.

"Нам выдавали карточки на хлеб и бутылку масла в месяц как артистам. Носили мы тогда брезентовые туфли. Ребята тот брезент зубным порошком размоченным подкрашивали - чтобы белые были, холостяцкие. Приходишь домой, цыганская игла большая, нить - ремонтируешь. День-два поносил, порвались, вновь ремонтируешь. Как вспомню, когда я ремонтировал те туфли свои - брезент резина. Гнат Петрович был очень скромным человеком. У него все время не было времени. Репетиция, пошел пообедал, отдохнул, а вечером спектакль. Костюм носил, конечно, потертый. А когда депутатом Верховной рады стал, то на заседание брал в театре костюмы какие-то, в которых выступал. Подбирал там что-то".

Однажды Гнату Юре удалось застать свою труппу за "халтурой" - молодые актеры ставили адноактные пьесы, чтобы заработать какую-то копейку. Юра запрещал так выживать. Убеждал, что искусство должно быть высоким.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ушел из жизни гений украинского театра и кино

"Так мы в такой бедноте хотели что-то заработать. Вот собралась группа актеров - Яковченко, Милютенко, девушки с ними - поехали якобы в отпуск. Но втайне от Гната Петровича сделали какую-то одноактную пьесу и ездят по селам, деньги зарабатывают в отпуске. Юра это запрещал. Где-то в Крыму выходит на сцену Яковченко, смотрит - в первом ряду сидит Гнат Юра. Яковченко шепчет за кулисы: "Ребята, нас преследуют. Гнат Петрович в первом ряду сидит. Что будем делать? "Ребята говорят: "Будем играть". Что он с нами мог сделать? Мы же были полуголодные, хотели заработает на еду. За тот спектакль давали нам какие-то копейки. Простил нам. Юра ни с кем никогда не ссорился. На репетиции иногда покричит. Выходит на сцену, показывает, как надо монолог говорить с партнером, как свободно себя чувствовать "нєстєсньонно": "Разговаривай так, как ты дома разговариваешь", - говорил актерам.

Журналист Виталий Жежера:

"Актерскую карьеру Юра начал 1907-го. Играл много, даже во время армейской службы в городке Александрия, на тогдашней Херсонщине. Потом направился в Галичину. Там познакомился с Курбасом. Когда тот создал в Киеве легендарный Молодой театр, Юра тоже там играл. А впоследствии, в январе 1920-го, основал в Виннице украинский театр имени Франко — нынешний знаменитый в Киеве. А тогда это был частный театр на колесах, показывающий спектакли на сахарных заводах Черкащины и Подолья. Был голод. С артистами рассчитывались сахаром. Даже с Бучмой, будущим великим актером.

Фамилия Юра — якобы из Франции, там есть Юрские горы. Предком рода считался наполеоновский солдат, не вернувшийся домой и осевший на Херсонщине. Гнат Юра великолепно играл роль Фигаро: знатоки говорили, что такой французский темперамент среди славянских артистов — редкость.

Советская власть заметила странствующий коллектив. Нарком образования Николай Скрыпник послал артистов обслуживать шахты Донбасса. Донецк тогда еще назывался Юзовкой. Афиши франковцев там читали так: "Гастроли французов". Но вскоре артисты стали популярны: жители Донецка приходили со своими стульями и требовали продать билеты, так как места у них уже есть.

Гастроли так впечатлили власть, что она сделала театр государственным и перевела в тогдашнюю столицу Украины — Харьков. Сначала их поселили в маленьком театре над Лопанью, где квакали лягушки. В Харькове были сильные российские театральные традиции. В главном театре города работала трупа Аксарина, говорившего: "Малороссы в столице — это позор!". Скрыпник выгнал Аксарина, а театр отдали франковцам.

Оставалось завоевать симпатии харьковчан.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Николай Губенко не хотел играть Тараса Шевченко на украинском: 6 фильмов про Кобзаря

В 1926-х франковцы гастролировали в Москве, собирались в Париж. Но когда театр вернулся в Харьков, стало известно, что его переводят в Киев, а столичным становится "Березиль", возглавляемый бывшим соратником Лесем Курбасом. Мол, Курбас — более прогрессивный. Власть столкнула лбами 2 мастеров, заслав одного из них в провинцию. Киев тогда казался провинциальным. Рядом с театром — где сегодня памятник Ивану Франко — стоял дом, за плетнем росли подсолнухи и паслись козы.

Уже через год Юра завоевал симпатии киевлян, редко кого любивших, кроме гастролеров. Амвросий Бучма говорил так: на свете всего 2 гениальных режиссера — Курбас и Эйзенштейн и только один режиссер деликатный — Юра. Гнат Петрович действительно был человеком с мягким сердцем, что в театральной профессии (да еще в те мрачные времена) требовало достаточно большого мужества.

Кажется, для Юры театр был понятием семейным. И это он ценил даже выше искусства. В театре, кроме 2 братьев, работали еще и их жены-актрисы и сестра Татьяна, ее муж-актер. Они вместе с другими прошли весь путь от основания театра, и грех было обвинять Юру в "клановости". Тем более что он "по-семейному" относился не только к родственникам-актерам. Когда в 1933-ем над Курбасом сгустились тучи, Юра забыл всю несправедливость и предложил ему перейти к франковцам. Тот не пошел.

Но кое-кого Юра все же спас. Скажем, актрису Екатерину Осмяловскую и ее мужа Леся Липкивского — сына первого митрополита Украинской автокефальной православной церкви Василия Липкивского. Они работали в Одессе, где комсомольцы вынуждали их отречься от отца. Юра взял обоих к себе и запретил их травить.

Случались вещи и совсем, как для того времени, удивительные. Артист Виктор Добровольский 10 месяцев сидел под следствием в киевской тюрьме НКВД. Когда вышел, Юра сразу назначил его на роль Михаила в "Украденном счастье" Франко. В этом вершинном спектакле франковцев 3 главных исполнителей знали, что такое украденное счастье на самом деле: Бучма ждал ареста после того, как забрали его друга Курбаса. А первый муж Натальи Ужвий, поэт Михаил Семенко, был расстрелян.

"Украденное счастье" повезли в Москву. Сталин хотел смотреть не драму, а что-то повеселей. Ему показали "В степях Украины". Это было за неделю до войны.

До сих пор по телевизору показывают фильм-спектакль "Мартын Боруля" с Гнатом Юрой в главной роли. Эта комичная печаль не стареет. Можно представить, каким артистом он был для современников. Рекорд: пьеса "Суета" держалась на сцене с 1920-го до конца 1950-х, и Юра бессменно играл там Терешку Сурму ("Катай, Матюша, гуси!"). А еще он играл бравого солдата Швейка — на грани веселой непристойности.

Последние 5 лет пенсионер Юра сидел на балконе дома на Ольгинской, 2 и смотрел на не принадлежащий ему театр. А созданный им механизм продолжал работать".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Опубликовали фото и документы основателя театра имени Франко

Одним из лучших в творческой биографии Юры считается образ Мусия Копыстка в трагедии Николая Кулиша "97".

Были времена, когда этот спектакль шел 20 дней подряд - каждый вечер. И все билеты проданы! И каждый раз перед спектаклем администратор театра А. Боярский связывался с пунктом медицинской помощи: "скорой" нужно быть в театре ровно в десять вечера! После второго действия. Почему? Потому что после страшной сцены голода люди в зале теряют сознание".

* * *

Из мемуаров Юрия Ягнича, который много лет работал в театре им. Франко.

"До последних дней у него жила неутолимая потребность труда. Мне казалось, что и в больнице, когда Юра совсем не вставал с постели, в бессонные ночи в его сознании происходило незримое творческое таинство. В том, что это было действительно так, убеждает его последняя просьба. За несколько часов до смерти он вдруг окликнул, когда я выходил из палаты:

"Одну минуточку!"

Я подошел.

"Не забудьте сказать балетмейстеру и режиссеру, чтобы они пересмотрели танцы в "Злой судьбе ". Вот здесь, - он вытащил из-под подушки тетрадь, - мои режиссерские пометки. Пусть посмотрят".

А через 2 часа Гната Петровича не стало...

Выдающийся украинский актер и режиссер Гнат Юра родился 8 января 1888-го в селе Федвар на Кировоградщине. Воспитывался в семье дяди. Еще в школьные годы делал первые шаги на сцене. В годы Первой мировой войны Гнат находился в российском и австрийском лагерях для интернированных лиц. Впоследствии был мобилизован в царскую армию. В 1917-1919-х Гнат играл на сценах киевского Молодого театра и в первом в то время государственном театре Украины им. Тараса Шевченко. В 1920 году в Виннице был создан украинский драматический театр им. Ивана Франко. В 1923 году театр был перенесен в Харьков, а с 1926 году - в Киев. Как художественный руководитель и режиссер Гнат Юра работал в театре до 1961 года, подготовив около 100 спектаклей. Лучшими ролями Г. Юры в спектаклях были Мусий Копыстка ( "97" М. Кулиша), Фигаро ( "Свадьба Фигаро" П. Бомарше), Мартын Боруля ( "Мартын Боруля" Карпенко-Карого), Швейк ( "Похождения бравого солдата Швейка" Я. Гашека) и др.

Одна из киевских улиц на Борщаговке носит имя Гната Юры. Она была названа в его честь в 1967 году. А по улице Ольгинской на доме №2, где он проживал, установлена мемориальная доска его имени.

Сейчас вы читаете новость «На Гната Юру приходили со своими стульями и теряли сознание». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть