"Когда-то были такие жонки, и они воевали. Ездили на конях, убивали людей мечами, из луков стреляли. У них была такая большая грудь, что они ее через плечи перебрасывали. Цицки такие большие росли, что нельзя ни в лифчик, ни во что вложить. Через плечи перебрасывают, да и идут на войну. То моя бабка рассказывала покойная, моего папы мама. Я была маленькой и все это слушала, все запомнила. Ну и одна приехала, коня привязала и пошла спать. А мужчина спрятался высоко на дереве, на сосну, чтобы она не видела. Ночью взял да и набросился на нее, и эти цицки поотрезал".
— Этот рассказ о воинственных женщинах наши студенты записали в 1987-ом от тогда 61-летней Евы Гладун в селе Гориничи Зареичненского района на Ривненщине, — рассказал профессор Львовского университета Иван Денисюк, . — А неподалеку, в селе Нобель, на полуострове озера есть урочище Татарка. Так вот, местные жители рассказывают, что там в кургане похоронена очень воинственная женщина. Якобы у не тоже была такая грудь, что во время боя закидывала ее через плечи на спину. Древнегреческий врач Гиппократ писал, что девушкам из племени амазонок с детства припаливали правую грудь, чтобы остановить ее развитие. Левая же вырастала большая, зато с правой стороны ничего не мешало стрелять из лука и рубиться мечом верхом на коне.
Античные историки воинственных женщин-амазонок селили в Малой Азии, на Кавказе и в Приазовье. Геродот, в частности, отмечал, что после одной войны с греками амазонки высадились на скифской земле — теперешней Украине — и постепенно смешались с местным племенем.
Ища следы амазонок на Полесье, профессор Иван Денисюк натолкнулся и на записи путешественника 10 в. Ибрагима Ибн Якуба. Рассказывая о землях польского князя Мешка тот пишет: "Граничат с Мешком на востоке Руcы и на севере Пруссаки. На запад от Русов — город женщин (то есть между Польшей и Русью — теперешнее Полесье"). Они владеют землями и невольниками, и когда какая-нибудь из них родит сына, то она его убивает. Они ездят верхом, и сами выступают на войну и отмечаются смелостью и храбростью".
— Пленных мужчин амазонки использовали исключительно для продолжения рода, причем принудительно, — добавляет профессор Иван Денисюк. — Чтоб мужчины не убегали, им калечили ноги. Считалось, что хромые лучше "справляются на ложе".
Вспоминает о женщинах-воинах и автор "Повести временных лет": "Амазонки же мужчин не имеют, подобно скотам бессловесным, — цитирует он греческую хронику. — Но один раз в год, весеннего дня, выходят из своей земли и спариваются с мужчинами окружающих мест и считают то время торжественным и большим праздником. Когда же почувствуют в утробе зачатие, разбегаются оттуда все. Когда приходит время родить и рождается отрок, губят его, а если девушка, то выкармливают ее старательно и воспитывают". Далеким отголоском такого парования — встретились раз в году и разбежались — был обычай сватовства девушки к парню: она сама выбирала себе жениха. Французский инженер Боплан застал его еще в 17 ст., когда находился в Украине.
О женщинах-воинах на Полесье упоминается и в древней песне, исполняемой на Петровку в селе Тур Ратновского района Волынской области:
Круз наше село Турецькоє,
Перейшло войсько дивоцькоє.
Котора дівка корогву несла,
То тим вона велика зросла.
А которая перепилочка (палицю),
То та виросла невеличка,
А которая в барабан била,
Вона виросла як калина.
Ева Гладун на воинственных женщин говорит " жОнки". Профессор Денисюк отмечает, что слово созвучно с названием " амазОнки":
— Один чешский автор 19 века вообще выводит слово "амазонки" от славянского " самажонки", " саможони".
Свадебные свахи притворяются воинами
Отзвук воинственных амазонок — "войска девичьего" — сохранился во время свадьбы в селах Ратновского и Любешивского районов Волынской области и соседнего Малоритского Брестской (Беларусь). Около десяти свах молодого, идя за невестой, принимали вид военного похода и пели воинственные песни, например:
Ой мы свашки ни спашки,
Ой ми свашки ни спашки,
Ми всю ничку ни спали,
Всю ми Волинь звоювали,
Волиночку собі взяли.
У свах был специальный наряд, только для свадьбы.
Самое интересно в нем — головной убор, — говорит профессор Иван Денисюк. — В полотняной шапочке, прикрепляемой под подбородок, можно угадать следы шлема давних амазонок.
Воинственность свах должны были подчеркнуть две щепотки крашенного пера — "рога" — на шапочке-"шлеме".
Комментарии