




В условиях перманентных войн черкесское общество довело до совершенства систему подготовки воинов. Конница, оружие, военная форма, структура общества, его идеология со своими институтами и быт - все это позволяет историкам говорить о "культуре войны" Черкесии. Это не означало отсутствие демократических процедур. В центральном законодательном органе Черкесии - Хаса - были представлены все представители от всех территорий. Вопрос решали не большинством голосов, а, как сказали бы сегодня, достижением консенсуса.
"Черкесия - наибольшая тогда страна Кавказа, которая протянулась от Черного моря на 500 км на восток, - в тот день окончательно исчезла из карты мира. А от черкесов остались оторванные один от другого этнические "островки". Подавляющее большинство коренного населения победители заставили покинуть свои земли. Около миллиона лиц, по приблизительным подсчетам. Сейчас лишь 10-я часть народа живет на своей родине, остальные - в диаспоре", - отметил историк Руслан Кеш.
Элементы "общекавказской" культуры - музыка, песни, танцы, наряд - во многом является именно черкесскими из происхождения. Но на восток Кавказа и в Закавказье они постепенно наполняются переднеазиатскими или персидскими мотивами. Черкесы же хранили свою специфику. Например, в танце девушка не может поднимать руки выше пояса, а парень не должен танцевать "пальцами", как это делают на востоке Кавказа.
С началом Кавказской войны черкесская мода проникает в Россию и Европу. Черкеску носят не только ближайшие соседи - кубанские казаки, но и даже русские императоры. Очень ценится черкесское оружие.
Историк Василий Потто, автор пятитомной монографии "Кавказская война" писал:
"Восточное оружие издревле славилось в Европе, но с тех пор, как русские начали войну на Кавказе, стали популярные черкесские шашки, удары которых, что нередко перерубали ружейные стволы и даже вскрывающие панцири, приводили всех в удивление". Слово "шашка" в русскую попало из черкесской, где "сашхен" - длинный нож.
В Черкесии война, пусть даже и с очень сильным противником, не считалась чем-то катастрофическим. Напротив - это была возможность проявить свои военные доблести. Открытый бой был для черкесов как праздник. Воины одевали наилучший наряд: рыцари - красные черкески, князья - белые. Описывать битву выбирались народные певцы - в серых черкесках, верхом на серых конях. Кроме открытого боя - ударов многотысячной конницы, - применяли и другие тактики: засаду, набег, диверсионную вылазку. Тогда одевали черные черкески.
После боя было заведено приветствовать противника с выявленной храбростью. Есть свидетельство, как в первой половине Кавказской войны после одной из битв к русскому генералу в госпиталь приехали черкесы, чтобы поздравить с ранением. Конечно, такая длительная война вносила коррективы в военную этику. В частности, невозможность противостоять артиллерии и "нерыцарский" способ ее использования русскими заставили и черкесов изменять свои приемы. Они фактически воевали без союзников.
Француз Фонвилль, очевидец тех тех событий, в книге "Последний год войны Черкесии за независимость (1863-1864гг.)" так описывал черкесов:
"Их сабли, кинжалы, карабины производили какой-то особенный, значительный, воинственный шум. Чувствовалось, что этот могучий народ, если и был побежден россиянами, отстаивал свою страну, сколько мог, и не было в нем недостатка ни в храбрости, ни в энергии".
Комментарии