При раскопках в Луксоре найден обрывок льняной ткани, на котором можно прочитать имя Птолемея XII. Об этом сообщает сайт Science&Scholarship in Poland.
Птолемей XII Авлет (что значит - "Флейтист") - далеко не самый значительный из египетских правителей. Он оказался на египетском престоле в 80 году до н.э. более или менее случайно, когда большая часть других претендентов была перебита, и жители Александрии решили сделать фараоном сына одного из предыдущих правителей от наложницы. В тот момент был известен как "Нот", от древнегреческого Νόθος, т.е. "Незаконнорожденный". Конечно, после восшествия на престол его официальным именованием стало другое, а именно торжественное "Теос Филопатор Филадельф" - то есть "Отцелюбивый, брато/сестро-любивый Бог". Еще одним было "Новый Дионис", а в истории он остался с прозвищем "Авлет", что значит "Флейтист" - как сообщает Страбон, Птолемей XII "помимо беспутного образа жизни, играл на флейте, аккомпанируя хорам, и настолько гордился этим, что не стеснялся устраивать состязания в царском дворце; на этих состязаниях он вступал в соревнование с соперниками".
Нам же он интересен в первую очередь потому, что его дочерью была знаменитая царица Клеопатра.
Польские археологи, очевидно, не предполагали найти что-либо, связанное с этим правителем I в. до н.э., так как они раскапывали гробницу вельможи, жившего во II тысячелетии. Однако в VI веке — уже нашей эры — на месте старинного кладбища поселились христианские отшельники, которые, очевидно, использовали в своих целях любые оставшиеся здесь предметы. Как объяснил археолог Анджей Чвиек (Andrzej Ćwiek), вероятно, они нашли льняную ткань на развалинах находившегося поблизости храма богини Хатхор и забрали ее для каких-то бытовых нужд. На найденном обрывке видны три колонки иероглифов. Пока что прочесть весь текст ученые не смогли, но обведенное картушем имя Птолемея и упоминание богини Изиды читаются ясно. Археологи предполагают, что Птолемей принес в дар храму велум — льняное покрывало, закрывавшее изображение богини — в составе набора ритуальных предметов.
Комментарии