В иконостасе нашей памяти великие украинцы иногда не задерживаются, потому что нам не с кем их сравнивать. О Садовском мало сказать — большой артист. Такого артиста у нас просто больше не было ни до, ни после.
Представьте, что Украины — нет. Есть только несколько российских губерний — Киевская, Херсонская. И Галичины тоже нет — она за рубежом. А тут, в губерниях, даже язык запрещен, а наши народные песни в концертах поют на французском ("Il pleut, il pleut" — "Дощик, дощик!"). Какой может быть театр?!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Италии открыли уже второй памятник Саломие Крушельницкой
И вот на сцену выходит унтер-офицер (сержант по-нашему) из Херсонской губернии и со своими друзьями показывает такой театр, что Москва и Петербург в восторге. Царь и царица ходят на спектакли "малороссов". Им говорят: "Господа, идите на российскую сцену, здесь таких нет!" При том, что в России тогда уже был знаменитый МХАТ, таких ярких актеров, как Садовский, там действительно "нет". Но они не хотят в столицу империи. Вместо этого этот унтер-офицер создает в Киеве первый украинский стационарный театр, по образцу которого до сих пор живет вся наша театральная система. Это и был Николай Садовский. Схема для ясности несколько упрощена.
У Карпа Адамовича Тобилевича было шестеро детей. Трое служили в полиции, двое — в армии. И еще дочь была. Четверо стали артистами: Николай (Садовский), Панас (Саксаганский), Мария (Садовская-Барилотти), Иван (Карпенко-Карый, он же драматург). Михаил и Петр остались в полиции, а для души играли на виолончели.
Отец их, Карп, — колоритный мужчина, описанный в комедии Карпенко-Карого под именем Мартына Борули. Карп Адамович был экономом в имениях на Херсонщине и знался с отцом Троцкого. А сын Карпа Адамовича, Иван, женился на двоюродной бабушке будущего кинорежиссера Андрея Тарковского. Вот как тесен был тогда мир.
В Елизаветграде (сейчас Кировоград) дом отца стоял на окраине. Там был сад. Отец собирал сыновей косить сено. У Николая коса тупилась. Отец говорил:
— Коса умных любит! Это для "цепи" нужны здоровые и глупые.
Николай сердился. Когда началась российско-турецкая война, он ушел добровольцем. Когда форсировали Дунай, потеряли половину роты. Лежали в саду под пулями и смотрели на спелые абрикосы над собой. В первом бою Николай взял на мушку турецкого солдата. Но заел затвор винтовки, и турок убежал.
— Слава богу, я так и не убил никого! — хвастался в конце жизни Садовский.
Он и охотился без оружия: уезжая на гастроли, они с братом Панасом сходили с поезда в степи, ловили перепелок, а потом догоняли поезд. Но трусом Николай не был. С той войны вернулся с погонами унтер-офицера и Георгиевским крестом. Получил его на Шипке в Болгарии, когда в бою флаг их полка перехватили турки. Николай пошел на них с голыми руками и вернул флаг.
Их дивизией там командовал Михаил Драгомиров, который впоследствии стал киевским генерал-губернатором. Впоследствии, бывало, чтобы получить разрешение на спектакль, артист Садовский шел к своему бывшему командиру. Тот в частном порядке переходил на украинский язык и давал разрешение. То есть — нарушал закон.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 20-ю годовщину "Октябрьской революции" отметили расстрелами
С другими губернаторами и градоначальниками было сложнее. Например, одесским градоначальником был адмирал Зеленый, дикий антисемит и грубиян. Он по-своему любил театр. Садовский вспоминал такую беседу с адмиралом:
— Хе-хе! Опять приехали нам нервы расстраивать? Я дал себе слово больше к вам не ходить. Это невозможно! Играете прекрасно, но страшно. Это действует на нервы. Нет, не пойду!
— Ну, вы не пойдете, так жена вашего превосходительства пойдет!
— Вот дура! Идет в театр и приходит вся заплаканная! Ах, да! Как называется пьеса, где вы этого паршивца-жидка по морде бьете?
— Но я там его не бью, а только намереваюсь!
— А нельзя ли как-нибудь сделать так, чтобы его как следует — по морде? Это было бы очень эффектно!
— Но, ваше превосходительство это же актер!
— Да черт его бери! Бейте его моей рукой! Я отвечаю!
Вот такие были самодуры. Странно, как Садовскому тогда удалось открыть в Киеве стационарный театр. Это была одновременно и драма, и опера.
Когда же к власти в Украине пришли большевики, Садовскому больше не давали возглавлять театр. Они не забыли, что когда-то его симпатиками были театральный критик Симон Петлюра, гимназист Максим Рыльский, студент Павло Тычина, военный фельдшер Остап Вишня. А когда появилась ЦентральнаРада, а армии своей еще не было, то на параде на Софийской площади ее правительственных чиновников сопровождал казацкий конный эскорт — весь из артистов Садовского.
Потом он эмигрировал за границу вместе с армией Петлюры. Николай Карпович уважал атамана и не любил Скоропадского, хоть сам играл на сцене гетманов.
Когда Скоропадский пришел к власти, он послал автомобиль за Садовским, чтобы тот показал, как правильно держать гетманскую булаву. Театр несколько часов ждал своего шефа. Тот вернулся, вышел из машины и сказал:
— Говно, а не гетман!
В эмиграции Садовский жил в Праге, потом в селе Мокропсы. Нанимался косить сено за 30 крон и кружку пива. И научился косить так, что коса не тупилась.
Потом ему это надоело и он вернулся домой. Тут его не ждали. Он снялся в фильме "Последний лоцман". Без дублера 73-летний дед нырял в Днепр. Все испугались, а он вынырнул и крикнул:
— Снимайте, черт побери!
Умер Садовский зимой в 1933 году. Похоронен на Байковом.
Вот такое жизнеописание — если упрощенно. Но в его жизни был сюжет, который не упрощается. Это — любовь к Марии Заньковецкой.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Могу сравнить Ступку с Амвросием Бучмой" - Богдан Козак
Познакомился с ней в Бендерах, когда еще служил в армии. Сыграли Петра и Наталку в любительской постановке "Наталки Полтавки". И не смогли забыть друг друга. А мужем Марии был офицер Алексей Хлыстов. Роман был тайным. Бедный Хлыстов писал Николаю: "Связь Ваша с моей женой есть факт, но этого недостаточно для официального развода. Признаете ли вы обвинение мной жены в незаконной связи с Вами? Прошу дать утвердительный ответ. Надеюсь, Вы поступите, как честный человек и как бывший друг...".
После семи лет жизни с Николаем Мария получила официальную "волю" от Хлыстова, но еще семь лет ей было запрещено венчаться вторично. Это так травмировало актрису, что она на время оставила театр. Вообще, у Заньковецкой был удивительно уязвимый характер.
Это была гениальная актриса, которая могла играть все, что угодно. Есть даже снимки, где она — в гриме Иисуса Христа. Но в каждой роли, особенно драматичной, Мария вычерпывала душу так, что не могла ни жить, ни любить. И уединялась — даже от Николая. Тогда ее заменяли на сцене актрисы другого-третього ряда. Они претендовали на роли Марии — и на сердце Николая.
Их в жизни Садовского было несколько, все — актрисы: Мария Малыш-Федорец, Валентина Иванова, Евгения Базилевская (родившая ему сыновей Николая и Юрия). Валентина Чаус, последняя из его женщин, была на 45 лет моложе Садовского. При этом он не был соблазнителем — только поддавался им. Тут Николай Карпович, как на войне, — никого не погубил. А действительно любил только Заньковецкую.
Когда его хоронили, Мария не пошла прощаться. Но перед этим написала его брату Панасу: "Я до сих пор люблю Николая...".
Она пережила его только на год.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Король оперетты собирал часы и молочные зубы своих детей
1856, 13 декабря — родился в с. Каменно-Костуватое Херсонской губернии (сейчас — Николаевская область)
1877–1978 — российско-турецкая война (56-й Житомирский полк)
1879 — познакомился с Марией Заньковецкой
1881 — начало работы в театральных труппах Ашкаренко, Кропивницкого, Старицкого и под собственным управлением. Роли: Тарас Бульба, гетман Дорошенко, Богдан Хмельницкий, Сава Чалый, Городничий в "Ревизоре". О диапазоне артиста свидетельствует то, что он блестяще играл все мужские персонажи "Наталки Полтавки", а в драме и в опере был одинаково хорош. Тогда это удавалось только Шаляпину.
1907 — открыл первый стационарный театр в Киеве — на Большой Васильковской, где в сейчас столичная Оперетта
1920 — эмигрировал в Чехословакию, где встретил сына Николая — офицера армии Украинской Народной Республики, впоследствии профессора философии
1926 — вернулся в Киев, встретился с Заньковецкой, но она не простила ему прошлого
1933, 7 февраля — умер в доме Валентины Чаус на Стрелецкой, 76
Комментарии