"Читать ребенку сказки надо, еще когда он в утробе матери. Ребенок слышит мамин голос и привыкает к нему. Через мозг матери, когда она читает и представляет образы и события, этот сюжет уже передается ребенку. Поэтому ребенок родится с определенным багажом развития", - говорит кандидат философских наук Лилиана Кудрик, 38 лет.
Ребенок не может вырасти полноценным гражданином своей страны без сказки. Через сказку, так же как и через народную песню, думу, колыбельную, поговорку, пословицу, басню ребенок учится мыслить так, как принято в его народе. Из многих сказок она узнает историю своей земли, лучше изучает родной язык.
Украинские сказки оптимистичны, сегодня это очень необходимо каждому человеку. В сказке добро всегда побеждает зло. Тот, кто стоит на стороне добра - Иван-царевич, Котигорошко, Кирило Кожемяка - всегда побеждает тьму: Змея, Дракона, Кощея Бессмертного.
Не опасно для ребенка читать об этих чудовищ, видеть их изображения на картинках?
- Нет, представляя эти события, ребенок учится преодолевать свои внутренние страхи. Встречается со страхом, смотрит ему в лицо и побеждает его вместе с положительными сказочными героями. Он долен готовиться к тому, что в жизни всегда можно столкнуться с трудностями, врагами. Нельзя его изолировать от проблем. Но в любом случае этими чудовищами нельзя пугать детей. Потому что всякое запугивание вызывает в детях комплексы собственного бессилия, беззащитности.
Какие положительные черты воспитывает сказка?
- Бесстрашие - когда герой идет сражаться с многоголовым змеем. Изобретательность - как в сказке "Ох", душевное благородство - Иван Царевич, благодарность - "12 месяцев", доброту - как в сказке про Дедову дочь. Многие из этих качеств сегодня в дефиците. Благодаря сказке человек переживает такие психоэмоциональные состояния, которые готовят его к реальным событиям, которые могут потом случиться в жизни.
Каждая девочка видит себя принцессой, мечтает о прекрасном принце. Сказка о Золушке учит, что труд, терпение и доброта способны творить чудеса, что мечты становятся реальностью, намерения притягивают шансы.
Сказка высмеивает глупость, лицемерие, зависть, лень, трусость, гордыню и другие пороки, демонстрирует торжество справедливости, как в Сказке о дедовой и бабью дочь, Кобылья голова. В сказке о дедову дочку из уст доброй дочери сыплются камни, а из уст злой безобразное пресмыкающееся. Сказка показывает силу слова в жизненных ситуациях, его положительный или отрицательный заряд.
- Как детям объяснить, где живет Чебурашка, Змей, как выглядит Ох?
Надо у них развивать фантазию. Спрашивать, как ты себе представляешь этого героя. Тогда ребенок сам творит образ и фантазирует. Полезно также создавать совместно с ребенком сказки. Начинать сюжетную линию "Жил медведь..." А ребенок продолжит.
- Если ребенок не верит, что такое как в сказке может случиться?
Ребенок должен жить сказкой и верить. Этим отличается детство. Если не верит, значит его поздно начали читать, что-то упущено. Напротив, он сама должна вырабатывать свою изобретательность. Очень хорошо читать Волшебные сказки о коврике-самолете, по щучьему велению, о топоре, что сам рубит. Это не просто народная лень, это стремление народа упростить свою работу и предсказания прогресса. Ребенок скорее всего не скажет, что я не верю, что можно летать. А расскажет, что еще бы он хотела иметь волшебного.
- Какие животные больше нравятся детям в сказках?
В сказке все живое, одухотворенное, все живые существа разговаривают. А это формирует у ребенка позитивное восприятие животных и растений. В сказке о Яблоне девушка разговаривает с деревом. Ребенок потом боится сломать растение.
Вместо современных жестоких мультфильмов о всевозможных монстрах, причудливых чудовищах, которые все разрушают и наслаждаются разрушением, вампиров надо возвращаться в сказку. И вместо негативного программирования на гнев, агрессию и разрушение ребенок получит заряд позитива. Любить кота и представлять его в сапогах, мышку в перчатке, зайчика в домике.
Комментарии