В этот день 1973 первый полет совершил самолет Ан-28. Опытный экземпляр поднялся в воздух с аэродрома Святошино в Киеве.
- Это легкий двухмоторный турбовинтовой самолет. Как по мне, модель достаточно интересная. Из-за этого и была популярной в разных странах, - говорит Александр Рыков, авиационный эксперт и директор Государственного музея авиации имени А.К. Антонова. Он рассказывает Gazeta.ua об особенностях Ан-28.
Чем этот самолет уникальный для истории авиации?
- По замыслу авиаконструктора Олега Антонова, Ан-28 должен был выполнять те объемы грузоперевозок, которые к тому осуществлял Ан-2. По сути должен быть совершенной заменой "Кукурузнику". Его спроектировали таким образом, чтобы мог перевозить 2 тонны груза или 15-17 человек.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Украинский музей вошел в список лучших в мире
28-й получился таким же "воздушным вездеходом", как и Ан-2. Он может садиться и взлетать на необорудованных аэродромах и неподготовленных посадочных полосах. Им управлять сложнее, чем "Кукурузником", но достаточно средней квалификации пилота. Ан-28 безопаснее, потому что имеет два двигателя, в отличие от Ан-2.
Какие интересные инженерные решения использовали для этой машины?
- У Ан-28 достаточно большой размах крыла. Благодаря этому и другим особенностям строения модели, взлеты и посадки в него достаточно короткие. У него более усиленное шасси, чем у его предшественников. Это все делало его удивительно подходящим для необорудованных аэропортов. Еще у него удобный входной люк в хвосте самолета. Люк можно использовать как грузовой или для транспортировки пассажиров на борт.
На базе какой модели построили Ан-28?
- Ан-14. Как в свое время, Ан-28 был оснащен более мощными двигателями и современным навигационным оснащением. Имел оборудован для пассажиров салон, кабину для двух членов экипажа. Мог осуществлять взлеты и посадки в ночное время.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Люксовый" Ан-24 и новейший Ан-178 - как праздновали юбилей самой массовой серии украинских самолетов
эксплуатируют модель сейчас для полетов?
- Один из таких используют для тренировочных прыжков парашютистов в Харьковском аэроклубе на аэродроме "Коротич". Также немало самолетов этой модели эксплуатируют в африканских странах и странах Латинской Америки. Там он успешно выполняет рейсы в отдаленные города, которые плохо оборудованы для посадок других самолетов.
Также на базе Ан-28 поляки еще в советские времена развернули производство целой линейки машин. Их выпускали в нескольких вариантах: как аварийно-спасательные, патрульные и самолеты-разведчики. В 1990-х поляки стали их делать под маркой M-28 Skytruck - с другими двигателями и западной авионикой. Некоторые из этих уже обновленных модификаций использовали на вооружении ВВС США в 90-х и 2000-х годах.
Почему большинство машин этой модели делали в Польше?
- Когда пришло время запускать модель в серийное производство на территории СССР не было свободного завода, который мог это сделать. Поэтому поляки обратились к руководству Советского Союза с просьбой о передаче производства им. Именно так второй родиной Ан-28 стал польский городок Мелец. Там эту модель производили с 1984 по 1992 год. В течение этого времени выпустили 170 самолетов.
Есть ли в вашем музее такой экспонат?
- Есть Чехословацкий Let L-410. Он классом, размерам и назначению идентичен самолета Ан-28. Пока еще ждем поступления самолетов с ГП "Антонов". В них хранится 2 экземпляра Ан-28. Это первые серийные машины, особенно интересные для любителей и историков авиации. Больше нам их получить, к сожалению, неоткуда.
Комментарии