Ексклюзивы
вторник, 04 ноября 2025 09:25

Елена Котенко: как юрист с мировой карьерой стала AI-художницей

По данным исследования, рынок AI-искусства вырастет с 0,43 млрд долларов в 2024 году до 0,62 млрд долларов в 2025-м, что соответствует ежегодному росту на уровне 42,4%. Такой взрывной рост отражает и рост инвестиций, и появление новых AI-сообществ, и всё более широкое признание компьютерно-сгенерированных образов. О том, как художник может вписаться в эту новую реальность и что стоит за её проектами, мы поговорили с Еленой Котенко - AI-художницей и AI-режиссёром.

 

Елена Котенко - независимая AI-художница и AI-фильммейкер из Нью-Йорка, работающая под подписью lenko.group. Сделав смелый поворот от карьеры международного юриста с PhD к искусству, в 2025 году она стремительно заявила о себе на мировой арт-сцене. Уже дебют в Лондоне принёс ей признание критиков Энтони Фосетта и Табиша Хана, публикации в международных СМИ и приглашения в ведущие галереи.

В её портфолио - выставки в Лондоне, Сеуле и Токио, предстоящие показы в Нью-Йорке и Майами, а также представительство на Artsy по приглашению. Издания NY Weekly и Woman's Week включили её в список влиятельных женщин 2025 года.

 

Через экспериментальную эстетику искусственного интеллекта Котенко исследует память, мифы и архетипы, превращая технологию в инструмент для создания визуальных историй с поэтическим и эмоциональным звучанием.

Вы начали карьеру как юрист с PhD в международном праве. Что стало точкой перелома, когда вы решили оставить успешную карьеру ради искусства?

С детства я чувствовала искусство очень остро, но не хватило смелости сделать его своей профессией. Поэтому пошла по "разумному" пути - юриспруденция, университет в Германии, успешная международная карьера, проекты в Европе, Пекине, Нью-Йорке. Но со временем я всё чаще ловила себя на ощущении, что живу чужую жизнь: решаю чужие задачи, но теряю свою собственную историю.

Перелом наступил, когда я позволила себе просто творить - без целей, без ожиданий. Я начала пробовать разные художественные стили и направления, будто заново училась слышать себя. Это был долгий, но захватывающий процесс, в котором я постепенно освобождала подавленные детские мечты и эмоции. Этот процесс занял у меня несколько месяцев! В какой-то момент одно из созданных мной изображений буквально "щёлкнуло" внутри - я увидела на экране то, что столько лет не могла выразить словами. Это были мои чувства, мои воспоминания, моя внутренняя поэзия.

С этого начался мой собственный художественный язык. Я оформила серию изображений, и из неё вырос мой стиль - эмоциональный, философский, очень личный. Потом я впервые подала заявку на конкурс в галерею - и неожиданно прошла. Первая групповая выставка, отзывы кураторов и критиков… и с этого момента всё закрутилось. Но на самом деле всё началось гораздо раньше - с тихого, почти незаметного разрешения себе быть собой.

 

Вы уже показали работы в Лондоне, Сеуле и Токио. В чём различие реакции публики в разных странах?

Если говорить честно, самое интересное различие я вижу не в том, как зрители реагируют на мои работы, а в том, как они воспринимают сам феномен AI-искусства.

В Европе это уже довольно естественная среда. Там AI воспринимают как новую форму художественного выражения, как продолжение эстетической эволюции, а не угрозу. Европейская публика анализирует, задаёт глубокие вопросы, ищет философию - но без страха. Там чувствуется интеллектуальное любопытство и готовность к диалогу.

В Азии - всё иначе. Там гораздо больше восторга и доверия к новому. Корейская и японская публика воспринимает искусственный интеллект как источник вдохновения и бесконечных возможностей. Их реакция более эмоциональна, открыта, живая - там меньше скепсиса, больше чистого интереса.

А вот в США всё сложнее. Там есть и восторг, и страх, и даже агрессия. Общество разделено: кто-то видит в AI конец человеческому искусству, а кто-то - начало новой эпохи. Поэтому мои предстоящие выставки в Нью-Йорке и Майами я жду с особым волнением: это возможность не просто показать свои работы, а вступить в настоящий диалог с публикой, которая всё ещё ищет ответ на вопрос - где заканчивается человек и начинается машина.

 

Вас включили в список Influential Women to Look Out For in 2025. Как вы воспринимаете такие титулы - как личный успех или как сигнал о важности новой роли художниц в AI-искусстве?

Для меня это не столько личный успех, сколько знак, что внимание к AI-искусству растёт - и что общество начинает видеть в нём не только технологию, но и форму живого искусства. Я воспринимаю это скорее как подтверждение: направление, в котором я иду, действительно имеет значение и отклик.

Такие признания важны не тем, что они украшают резюме, а тем, что показывают - новая эстетика, рождающаяся на стыке человека и технологий, становится частью культурного процесса. И быть в числе тех, кто формирует этот язык, для меня честь и ответственность одновременно.

Сейчас вы читаете новость «Елена Котенко: как юрист с мировой карьерой стала AI-художницей». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть