До экономического кризиса, отсутствия государственной поддержки отечественных производителей добавились пандемия и карантин. Впрочем, для некоторых украинских компаний ситуация осложняется еще и давлением со стороны кредиторов. Единственный украинский шинный завод "Росава" заявляет, что инвестиционная компания "Инвестохиллс Веста" пытается обойти законный способ процедуры банкротства и как можно быстрее разобрать предприятие на металлолом.
Белоцерковский завод "Росава" с почти 50-летней историей остался единственным национальным производителем автомобильных шин, после того, как с 2013 года предприятие "Днепрошина" остановило деятельность, а с 2015 - исчезло. С 2014-го это был фактически единственный производитель, который выпускал шины для легковых, легкогрузовых и грузовых автомобилей, а также сельскохозяйственной техники, экспортировал почти на все континенты.
Кризис 2014-го ударил и по заводу. Кроме войны на Донбассе и потери российского рынка экспорта, правительства нескольких стран - крупнейших партнеров завода - ввели антидемпинговые ограничения. Это все сделало невозможным обслуживание кредитных и других обязательств предприятия.
Компания вышла на новые рынки сбыта и сохранила около 3 тысяч рабочих мест
Однако, компания вышла на новые рынки сбыта и сохранила около 3 тыс. рабочих мест. Несмотря на все судебные баталии вокруг банкротства предприятие продолжает работу.
По словам председателя профкома ЧАО "Росава" Михаила Златоверхая, даже при таких условиях на предприятии прилагали усилия, чтобы вовремя выплачивать зарплату и отчислять налоги в бюджеты всех уровней.
"Наш коллектив - самая большая ценность за почти полвека работы, это уникальные специалисты. Несмотря на банкротство мы продолжали платить более 3 тысячам сотрудников заработную плату. Выплатили около 150 миллионов гривен, в том числе за 1 квартал 2020 года - 50 миллионов, и остаемся самым крупным плательщиком в местный бюджет, фактически бюджетообразователем Белой Церкви", - заявил профсоюзовец.
В конце 2018-го владельцы завода были вынуждены объявить о банкротстве предприятия. Для крупного бизнеса это определение - не значит полный крах. Грамотно проведенная процедура дает законную "передышку" от принудительного взыскания долгов. А у предприятия появляется возможность провести реструктуризацию производства, уменьшить затраты, разработать программы погашения долгов. Обычно процедура банкротства имеет две цели: либо спасти предприятие, либо помочь ему выйти из рынка с наименьшими потерями.
В Украине нет сырья для производства шин, поэтому 80% составляющих продукции - от каучука до корда - "Росава" вынуждена импортировать
Как отмечают в компании, в Украине в полной мере не работают механизмы поддержки отечественного производителя. А удерживать конкурентные позиции на экспортных рынках становится все сложнее из-за повышения цен на материалы и комплектующие. Кроме того, в Украине нет сырья для производства шин, поэтому 80% составляющих продукции - от каучука до корда - "Росава" вынуждена импортировать.
Сейчас же "Росаве" приходится опираться попыткам пустить завод с молотка на скорую руку. В ноябре 2019 года изменился основной кредитор: компании ООО ФК "Инвестохиллс Веста" выкупила у ФГВФЛ около 2,5 млрд грн и 16 млрд грн долгов ЧАО "Росава" как поручителя других предприятий группы. Долг был выкуплен с огромным дисконтом - более 90-процентным.
"Инвестохиллс Веста" - один из самых известных игроков на рынке взыскания долгов. Финкомпания включена в реестр кредиторов "Росава" как обеспеченный кредитор. То есть без права голоса на собрании и комитете кредиторов, которые будут определять судьбу процедуры банкротства.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Инвестохиллс Веста" убивает украинские предприятия - СМИ
Также суд назначил экспертизу с целью определения стоимости залогового имущества и размера долга "Росава" перед кредитором. Однако в "Инвестохиллс Веста", судя по всему, заинтересованы управлять процедурой банкротства единолично, определив порядок проведения торгов и как можно быстрее продать имущество.
Анализ активов "Росава", за счет которых кредитор собирается удовлетворить свои долги, свидетельствует, что после их продажи с аукциона другие кредиторы мало что получат. Если "Весте" удовлетворить требования, производственный комплекс "Росава" будет уничтожен.
"Инвестохиллс Веста" заинтересованы как можно быстрее продать имущество. Это приведет к потере предприятия
В компании отмечают, что это приведет не только к потере предприятия и рабочих мест работниками завода и других компаний, задействованных в производстве, но и к колоссальным убыткам государству в лице НБУ и налоговых органов, а также городу Белая Церковь.
В свою очередь, мэр города Геннадий Дикий добавляет, что предприятие всегда поддерживало город, и не только налогами.
"Даже сейчас "Росава" делает все возможное, чтобы помочь городу в борьбе с пандемией. В начале апреля предприятие обеспечило автомобили экстренной медицинской помощи сезонными комплектами шин, передало крайне необходимы и дефицитные экспресс-тесты для диагностики Covid-19 во все медицинские учреждения города. Завод обеспечивает своей котельной отопление одного из крупнейших районов", - заявил глава Белой Церкви.
Как бы там ни было, эксперты отмечают, что в этой ситуации есть два варианта выхода: распродать недвижимость или приложить максимум усилий для сохранения предприятия, его производства, коллектива, торговой марки. По второму сценарию, "Росава" будет продолжать приносить прибыль, создавать ВВП и пополнять бюджеты. А также сможет погасить долги перед кредиторами.
Комментарии
3