
Туркменистан готов увеличить поставки продукции топливно-энергетического комплекса в Украину и осуществлять совместные проекты в этой сфере, заявил сегодня президент страны Гурбангулы Бердымухамедов после переговоров с украинским коллегой Петром Порошенко.
В то же время министр инфраструктуры Украины Геннадий Зубко сообщил, что Киев ищет "рациональные пути" поставок газа из Туркменистана.
Прямые поставки возможны двумя путями — через транзит по территории РФ или же через новый трубопровод в обход России.
Оба сейчас реализовать почти невозможно, рассказал в интервью Gazeta.ua руководитель энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар.
В чем заключается проблема?
Украина не имеет прямой границы с Туркменистаном. Между нами территория Казахстана и России.
Последняя недаром в 2003-2004 годах добилась того, чтобы прервать прямые отношения Украины с Туркменистаном в газовой сфере. Конечно, сейчас она не собирается способствовать их восстановлению.
Киев может говорить сколько угодно о желании возобновить поставки газа из Туркменистана, но политические реалии не позволяют этого сделать.
Как Россия добилась прекращения прямых газовых отношений между Украиной и Туркменистаном?
10 апреля 2003 года тогдашний президент Туркменистана Сапармурат Ниязов прибыл в Москву, где ему настоятельно предложили подписать соглашение о законтрактовании всего туркменского газа на пользу "Газпрома" и отговорили от пролонгации межправительственного соглашения с Украиной, срок которой истекал через несколько лет. Когда президент Леонид Кучма встретился с туркменбашой, тот ему отказал.
В июле 2004 года Россия "пошла нам на встречу" и предложила схему "Росукрэнерго", то есть вставила посредника, контролируемого "Газпромом".
Что это дало Кремлю?
Это был элемент скрытой войны против Украины. Дальше — с каждым годом газ становился все дороже для нас, ведь цену определял "Газпром". Росло бремя для нашей экономики. Начиная с 2005 года они нас фактически обессиливали этим.
Есть ли альтернативный путь в обход России?
Надо строить совместно с Туркменистаном трубопровод. О нем говорят с 90-х годов - 200 километров всего, но воз и ныне там. Он должен пройти из Туркменистана в Азербайджан, далее - в Грузию, Турцию и Европу. Есть интерес Туркменистана, Турция -за, Грузия - за, Азербайджан — не очень, потому что для него это конкурентный газовый поток в Европу.
Кроме того, Россия выступает против, ссылаясь на то, что любой маршрут через Каспий должны согласовать все пять стран-членов Каспийской пятерки. Это противоречит здравому смыслу и международному праву.
Недаром ракеты в направлении Сирии запускают с акватории Каспийского моря. Это своеобразный месседж и Туркменистану и Азербайджану, и Брюсселю: смотрите, что мы можем, если вы решитесь что-то делать вопреки нам.
Поэтому шансы на возобновление украинско-туркменских прямых газовых отношений по этому маршруту близки к нулю.
А как по поводу непрямых?
Могут быть восстановлены "кривые" схемы типа "Росукрэнерго". Тем более, если Дмитрий Фирташ будет на свободе и в Украине. Такой вариант нельзя исключать, но пользы он не принесет - главным режиссером будет "Газпром".
Схема "Росукрэнерго" заключалась в том, что туркменский газ реализовывался в Украине и частично продавался в Европу через эту компанию. Зарабатывала при этом не Украина, а группа дельцов из украинской, российской и европейской стороны, которые эксплуатировали нашу газотранспортную систему на минимальных тарифах. Руку на кране держала всегда Россия.
Украина выступила против этой схемы в 2008 году. Россия предложила другой вариант, но на этом газовые отношения Украины и Туркменистана закончились.
Может ли Украина рассчитывать на помощь Евросоюза в их восстановлении?
Европейский Союз мог бы нажать, чтобы Россия выполняла условия ВТО в отношении свободы транзита. Тогда можно было бы ожидать возобновления транзита центральноазиатского газа через территорию РФ.
Но то, что пытается делать Еврокомиссия в энергетической сфере, в значительной степени игнорируется ведущими странами-членами, прежде всего Германией. Поэтому надеяться на то, что Европа нам в этом вопросе поможет, не приходится.
Комментарии