С 1 февраля малому и среднему бизнесу будут давать доступные кредиты под 5, 7 и 9% годовых. На запуск программы планируют выделить из бюджета 2 млрд грн.
"Естественным путем кредиты дешеветь будут еще долго. Поэтому роль государственной компенсации можно сравнить с действием лекарств при тяжелых заболеваниях", - рассказал Gazeta.ua Алексей Кущ, эксперт по вопросам экономики Института Growford.
При каких условиях программа будет успешной?
Вопрос в том, как организуют систему выдачи доступных кредитов. Опыт кредитования аграрных предприятий начала 2000-х показал, что можно получить высокий эффект. Тогда каждая гривна, которую государство выделяло на компенсацию процентных ставок, приводила к 20 гривнам новых кредитов. Эта программа стала толчком к развитию конкурентного аграрного сектора в Украине. Нынешние высокие проценты, которые банки ставят по своим кредитам, еще не скоро упадут рыночным путем. Можно вспомнить 2013 год, когда цены падали, учетная ставка Нацбанка была исторически низкая - 6,5 процента, но кредиты выдавали не менее чем под 15 процентов годовых. Ведь процент по кредиту - это не только плата за использование денег и времени. Это также компенсация базовых рисков, которые несет кредитор. К ним добавляется уровень инфляционно-девальвационных ожиданий, а они у нас высокие. Выплачивая большой процент по кредиту, заемщик платит за себя и того, кто не смог рассчитаться с долгами. При таких условиях предпринимателям нужна государственная поддержка. Необходимо, чтобы компенсацию процентной ставки мог получить любой представитель малого бизнеса. Единственное ограничение - по размеру кредита. Все остальное - сроки работы компании, количество сотрудников, годовой оборот - лишнее. Ведь появится поле для манипуляций и коррупции. Второй момент - сам кредит должен выдавать коммерческий банк. Тогда он будет нести кредитные риски, заемщик - операционные, связанные с обслуживанием кредита. А государство - процентные, то есть выплачивать компенсацию по процентной ставке. Только в таком формате механизм выдачи кредитов будет рыночным и без злоупотреблений. Другое дело, если это не компенсация, а льготные кредиты, которые будут выплачивать государственные банки. Тогда эффекта мультипликации не увидим. Кроме того, государственные банки механически будут раздавать средства без нужной оценки рисков. Предприниматели будут брать кредиты на подставные компании.
Чтобы развивать бизнес, предпринимателям нужен длинный ресурс
В бюджете на программу заложили 2 миллиарда гривен. Хватит ли этих денег?
Этой суммы недостаточно. Нужно искать источники наполнения Фонда развития предпринимательства. Например, можно перечислять часть дохода Нацбанка. Ежегодно прибыль регулятора составляет 40-50 миллиардов гривен. Сейчас деньги направляются в бюджет.
Будет ли спрос на такие кредиты?
Предприниматели хотят брать кредиты. Проблема, что не все могут обслуживать их из-за высокой процентной ставки. Так, инфляция составляет 5 процентов. В декабре на потребительском рынке вообще была дефляция 0,2 процента. Микропредприниматели не могут увеличивать цены на свои услуги. При этом банки кредиты в среднем выдают под 20 процентов годовых. С одной стороны, бизнес их принимает от безысходности. Часть долгов вообще не возвращают. Пока предприниматель отдает проценты, вымывает свои оборотные средства. Денег погасить тело кредита не остается. С другой стороны, банки в основном выдают короткие кредиты среднему и крупному бизнесу в аграрном секторе. Чтобы развивать бизнес, предпринимателям нужен длинный ресурс. Государственная поддержка в виде доступных кредитов прежде всего будет интересна бизнесу в сфере услуг.
Банки кредиты в среднем выдают под 20 процентов годовых
Что еще нужно малому бизнесу?
Во-первых, механизм защиты и легализация активов. Сейчас собственность малого бизнеса преимущественно в "тени". Например, сеть кафе в столице. Это просто набор сомнительных договоров аренды. Во-вторых, надо упростить подключение малого бизнеса к инфраструктурным объектам, транспортной и таможенной логистике. Все должно происходить быстро, законно и без взяток. В-третьих, нужно создать национальное агентство, которое бы занималось развитием малого бизнеса. Такое существует в Эстонии. Это своеобразный бизнес-инкубатор. Государство для предпринимателей проводит тренинги и тематические занятия. Эксперты объясняют и помогают предпринимателям выйти на внешние рынки.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Дешевые кредиты для населения: почему госбанки не спешат снижать ставки
Будет ли Нацбанк дальше снижать учетную ставку?
Если брать только соотношение инфляции и учетной ставки, то последняя уже должна быть на уровне 8, а не 13,5 процента. Но есть проблема. С помощью высокой ставки регулятор накапливал избыточную финансовую ликвидность. Если в прошлом году пиковые привлечения Нацбанка в день с помощью депозитных сертификатов составляли 50-70 миллиардов гривен, то к концу года сумма возросла до 120 миллиардов. Сейчас это 160 миллиардов гривен. Деньги закрыты в модели банковской системы. В идеале Национальный банк учетную ставку должен снижать пропорционально появлению в экономике новых кредитно-инвестиционных каналов, куда бы шли средства. Тогда деньги попадали бы в реальный сектор экономики. Соответственно, кредиты становились бы доступными. У нас сейчас практически все основные инвестиционные каналы заблокированы. Если Нацбанк начнет резко снижать ставку, то откроет шлюзы и все средства пойдут в спекулятивные инструменты, на валютный рынок. Понятно, что будут инфляционные и девальвационные последствия.
С февраля предприниматели смогут получить 1,5 млн грн на 5 лет под 5, 7 и 9%. Деньги под самый низкий процент будут выдавать бизнесу, предусматривающему выручку в 25 млн грн и создание не менее 2 рабочих мест. Кредиты под 7% - предпринимателям с выручкой до 25 млн грн без создания рабочих мест. Под 9% - бизнесу с выручкой до 50 млн грн.
Комментарии