вторник, 21 августа 2018 13:51

Добавил себе масла. Почему президент оказал услугу лоббистам "соевых правок"

Добавил себе масла. Почему президент оказал услугу лоббистам "соевых правок"
Из-за законодательного коллапса закупочные цены у фермеров на сою и рапс упадут на 17%

Власть в Украине можно смело причислить к одному из стихийных бедствий – она вставляет палки в колеса аграриям похлеще природы. Взять хотя бы законопроект №7403-д, который был принят Верховной Радой еще 22 мая 2018 г., и 25 мая был направлен на подпись президенту Петру Порошенко. С тех пор прошло уже почти три месяца, а законопроект до сих пор не ветирован и не подписан – он просто висит в воздухе.

Эта история началась еще в конце прошлого года, когда лоббисты переработчиков масличных через парламент протащили закон, отменяющий возмещение НДС абсолютно всем экспортерам сои и рапса. Закон назвали "соевыми правками", и он вызвал бурю возмущения на аграрном рынке, поскольку грозил существенно снизить цены на сою и рапс для производителей. Только после упорных усилий со стороны аграриев, которые вышли на массовые акции протеста под стены Верховной Рады и даже перекрывали трассы в 13 областях, а также после многократных попыток депутатов восстановить справедливость, удалось частично исправить ситуацию, приняв законопроект №7403-д.

Важно напомнить, что законопроект №7403-д был компромиссным решением – если изначально депутаты от аграрного комитета выступали за полную отмену "соевых правок" (законопроект №7403-2), то предложенный налоговым комитетом парламента законопроект №7403-д предполагает возврат возмещения НДС не всем экспортерам, а только тем компаниям, экспортирующим сою, которую они сами же и произвели.

Однако после того, как законопроект 25 мая был направлен на подпись президенту, воцарилась продолжительная пауза. Конституция Украины четко указывает, что президент в течение 15 дней должен либо подписать закон и обнародовать его, либо же – вернуть в парламент со своими замечаниями для повторного рассмотрения. Если же закон в течение этого срока не ветирован, то он считается одобренным президентом и должен быть подписан и официально обнародован.

Еще 4 июля на встрече с бизнесом Петр Порошенко заявил, что ожидает экспертного анализа по законопроекту, и убежден, что закон будет подписан. Такая позиция президента сама по себе является нарушением Конституции, так как на этот момент президент уже утратил право вето и был обязан подписать и опубликовать закон независимо от того, какое экспертное заключение он получит. Однако этого сделано не было, и, по состоянию на 20 августа 2018 г., закон уже 72 дня находится в подвешенном состоянии, а гарант Конституции продолжает ее нарушать не имея для этого никаких правовых оснований.

"Cui prodest?" или же "Кому выгодно?", – говорили латиняне, советуя в непонятной ситуации искать заинтересованную сторону. Такая ситуация с законопроектом №7403-д выгодна лишь одной стороне – переработчикам масличных, пролоббировавших "соевые правки", которые, как сообщала "ДС", еще называют "правками Хомутынника" – по имени влиятельного депутата Валерия Хомутынника, одного из бенефициаров крупнейшего украинского переработчика масличных – компании "Кернел". Ведь уже с 1 сентября в силу вступают "соевые правки", НДС при экспорте сои возмещаться не будет, в результате, по прогнозам фигурантов рынка, закупочные цены на внутреннем рынке, формируемые экспортерами, упадут на 17%, что позволит переработчикам закупать дешевое сырье для своих заводов на вполне законных основаниях. От чего, безусловно, проиграют фермеры.

Однако "подвешенность" законопроекта №7403-д не может быть вечной – какое-то решение президент все же должен принять. И в последнее время из Администрации президента стала просачиваться информация о том, что Петр Порошенко намерен все-таки ветировать законопроект №7403-д. Как мы уже говорили, это также прямо нарушает Конституцию (сроки для законного ветирования уже прошли).

Формальной причиной президентского вето может стать то, что закон является дискриминационным и устанавливает разные правила игры на рынке: производителям сои, которые будут экспортировать ее самостоятельно, НДС возмещать будут; тем же кто не может обеспечить необходимый для экспорта объем и работающим по этой причине с трейдерами – нет, равно как и трейдерам. Такое решение вполне созвучно позиции представителей западного бизнеса – Европейская бизнес ассоциация уже призывала Петра Порошенко ветировать этот законопроект, как дискриминационный и нарушающий принципы свободной конкуренции.

Если все произойдет именно так, то президент будет выглядеть поборником справедливости – вернет законопроект в Парламент и предложит ему установить равные правила игры для всех производителей сельхозпродукции. Однако каверза в том, что Верховная Рада уже однажды "завалила" такой законопроект, причем не меньше других в этом поучаствовала сама президентская фракция.

Соответственно, набрать 226 голосов за президентские замечания очевидно не удастся, как, собственно, и за преодоление вето. В результате, закон о восстановлении возмещения НДС аграриям при экспорте сои и рапса так и не вступит в силу никогда. Не этого ли и добивались лоббисты переработчиков?

Скорее всего, что Петр Порошенко, затянув до невозможности оглашение своего решения по законопроекту, стал на сторону крупного бизнеса. И теперь владельцы маслоэкстракционных заводов, которым президент своим бездействием дает возможность заработать несколько миллиардов гривен, могут считать себя ему обязанными.

Но не будем наивными. В АП это прекрасно понимают, но им могут понадобится голоса и поддержка "фракции Хомутынника". Не забываем, что очередные выборы президента в Украине запланированы на 31 марта 2019 года. Так что владельцы маслоэкстракционных заводов могут быть спокойны – уже было потерянная возможность заработать несколько миллиардов гривен за счет фермеров, вполне возможно будет реализована, пусть и ценой нарушения Конституции.

Тем временем промедление президента уже дорого обошлось производителям масличных культур, в первую очередь, мелким и средним фермерам. Ведь в условиях, когда не известно – будет ли подписан принятый Радой закон или же он будет ветирован – они не могут нормально планировать деятельность. Еще в средине июня фигуранты рынка жаловались, что не могут оформить форвардные контракты на экспорт масличных культур – "подвешенный" закон не позволяет спрогнозировать цены на продукцию. С того времени прошло уже два месяца, а ситуация для экспортеров так и не прояснилась. Хотя нет, она стала предельно ясной – бизнес в очередной раз понял, что если не уметь кулуарно договариваться с властью, то она и далее будет игнорировать закон или использовать его против тебя столько, сколько посчитает нужным.

Сейчас вы читаете новость «Добавил себе масла. Почему президент оказал услугу лоббистам "соевых правок"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 17542
Голосование Подорожают ли продукты из-за отмены государственного регулирования цен?
  • Да, производители и магазины воспользуются этим
  • Да, но подорожают только самые популярные товары
  • Нет, будут только сезонные колебания цен
  • Некоторые товары подешевеют
  • Государственное регулирование - это советский пережиток. Его надо отменить
Просмотреть
Погода