О тенденциях в мировом кинематографе, бюджеты голливудских фильмов и работу кинопремии "Золотой глобус" рассказал российский кинокритик Сергей Рахлин. Рахлин стал первым русскоязычным журналистом, которого приняли в Ассоциации зарубежной прессы Голливуда. Сегодня является исполнительным секретарем кинопремии "Золотой глобус". В июле побывал на Одесском кинофестивале. Встретился со слушателями Школы кинокритиков фестиваля и дал эксклюзивное интервью корреспонденту Gazeta.ua.
Золотой глобус "или" Оскар "- кого больше любит Голливуд?
- Голливуд обожает "Золотой Глобус". Это лучшая вечеринка года. Во-первых, все актеры вместе: и кино, и сериальные. Во-вторых, все вечеринки проводятся в одном здании. В течение вечера никуда не надо перемещаться. В-третьих, на "Глобусе" все время кормят и поят: конечно, на время церемонии еду убирают, но шампанское продолжает литься рекой. На "Оскаре" такого нет - там необходимо высидеть 4 часа. Есть специальные сотрудники, которые "заменяют" звезд, когда тем нужно выйти в туалет, например. Стул не должен пустовать, поэтому девушки в вечерних платьях и мужчины в смокингах незаметно "подменяют" именитых гостей.
Расскажите, пожалуйста, правила отбора фильмов на "Золотой глобус"
- Голосование анонимное и тайное: могу сказать жене, какой фильм выбрал, но не коллегам - чтобы не дай Бог не повлиять на их выбор. Студии из кожи вон лезут, чтобы доказать, что их продукт - самый лучший. Устраивают приемы, показы. Но купить голос невозможно, потому что членство в Ассоциации - это твое положение в Голливуде. Его потерять никто не хочет. Голоса считает независимый бухгалтерская организация. Результаты привозят в чемоданчике с наручниками, который раскрывают за кулисами во время церемонии. Когда вступал в Ассоциации, думал, что попаду в закрытый киноклуб, члены которого сидят и в свое удовольствие обсуждают кино. Оказалось, что нужно постоянно ездить, брать интервью, просматривать фильмы, выбирать победителей. Обсуждать кино как раз нельзя - очень строгие правила.
Как сместилась география кинопроизводства за последние 5-10 лет?
- Очень много молодой энергии. Многие страны, которые раньше были совершенно незаметны, вышли на первый план. Некоторое время просто блистал китайский кинематограф, сейчас становится слабее. Корейское кино уже претендует считаться классическим. Румынское было популярно одно время почему-то. Это герой не моего романа, мы это проходили. Отдаю им должное, но для меня - бывшего советского человека - то, что они показывают не так уж в диковинку. Понимаем, что это последствия социализма, откуда это взялось, но сколько можно? Иранское кино вышло на первый план, но по сути это то же грузинское, мы уже это также проходили.
Здесь нет кинематографического открытия. Просто смесь уже приобретенного опыта и социальной, национальной идентичности. Мне лично нравится кино, которое является искусством - пусть странным, но настоящим. Например, Феллини. Вот он делает кинематограф. Большинство же - просто кино. Стабильно непревзойденные французы. Нашли баланс между социально значимым и интересным с точки зрения киноискусства.
Когда очередь дойдет до нас - украинского кино?
- Для начала должен быть хоть какой-то кинематограф. Если в соседней России хоть 80-100 фильмов делают за год, то есть шанс, что 8-10 из них будут хорошими. У вас же и 10 не делают. Поэтому, для начала нужно количество. Удачная стратегия - делать копродукт с другими странами. Прекрасный пример - работа Сергея Лозницы. Но его трудно назвать украинским режиссером. Он - постсоветский.
Хороший критерий для фильма - можно сделать из него римейк в Голливуде.Чтобы об украинском кино заговорили, нужно снимать украинское. Очень мало сейчас украиноязычных фильмов. В советское время больше фильмов были или с украиноязычными героями, или полностью украинские. Речь понимали и в России, и Беларуси. Сейчас уже молодые россияне украинский не понимают.
Не вижу ничего плохого в советском кино, чтобы строить кинематограф на его основе. Кино делали качественно. Потому что были строгие редколлегии, и чтобы что-то снять надо было сделать действительно качественно. Затем наступила полная разруха и ничего не снималось вообще. Сейчас по-тихонько возрождается.
Не знаю в совершенстве вашего кинопроцесса, политики, но считаю, что украинское кино должно делать нечто подобное тому, что сделали еще при советской власти латыши. Сняли о латвийском легионе СС - драму людей, которых призвали служить, которые недобровольно пошли воевать, о партизанах также. У вас же была "Галичина" - почему не снимаете об этом? Вот где скрываются драматические темы. А не то, что жена ушла. Это тоже конечно, драматично, но все же.
Сколько нужно денег, чтобы снять хорошее кино?
- Средний бюджет студийных американских фильмов сейчас составляет $ 25 млн. Промоушен может быть еще в два раза больше бюджет. Таковы мировые тенденции. Но Родригес свой первый фильм, принесший ему известность, снял за $ 7 тыс. Первая часть "Паранормальных явлений" в $ 10 тыс. обошлась. Поэтому дело вовсе не в деньгах, а в хороших специалистах.
Комментарии
8