Ексклюзивы
среда, 01 августа 2012 15:26

"Смысл существования кинотеатров - дать перед показом рекламу" - Степан Коваль
8

Фото: Фото: Наталья Чубенко

Авторы анимационного сериала "Моя страна - Украина" обещают закончить проект в этом году. Его начали еще в 2008-м. Сериал состоит из 3-минутных пластилиновых мультфильмов о приключениях сказочника Лирника Сашка и Кота во время путешествия по городам и весям Украины. О работе над проектом рассказал Gazeta.ua художественный руководитель проекта, режиссер Степан Коваль.

На каком этапе "Моя страна - Украина"?

- На этапе окончания. 20 серий уже отсняли, четыре в работе и две оставили на сентябрь. У нас есть контракт с государством. Согласно ему должны завершить проект не позднее следующего года. Взаимные обязательства между нами и государством выполняются. Но 4 года назад не учли, что будет кризис и производство фильма станет дороже. А средства выделяются те же, которые подписаны по контракту. Поэтому нам неудобно затягивать процесс. Когда только начинали, было приятно работать. Денег на все хватало и не стыдно было пригласить на работу специалистов. Начинать долговременные проекты в нестабильных странах рискованно.

Чем сериал заинтересует зрителя?

- Он рассказывает о вещах, которые нас окружают, но мы их не замечаем. Например, не каждый знает, что в Знаменка Кировоградской области есть заповедник Черный лес. К нему ведет Черный шлях. В лесу живут черные ястребы. Там есть Черное озеро с единственной рыбой - черным карасем и он слепой. Черное озеро не имеет дна. Ученые не могут определить его глубину. Есть теория, что это разлом в пластах и ??оно соединяется с Байкалом. Некоторые факты приходится искать с помощью ученых. Обратились в институт исследования эпохи Ярослава Мудрого при Софии Киевской касательно чаши Ярослава. Они ничего не знали. Говорят, чашу подарила княгиня Ольга Владимиру, а тот потом Ярославу. Последний отдал чашу дочери Анне, которая ехала во Францию ??выходить замуж за Генриха I. По дороге на нее напали печенеги. Ограбили обоз и сосуд исчез. Его нашли в 1930-х в Харькове в музее, когда делали там ремонт. Во время войны чаша пропала. 1970-х ее нашли в швейцарском банке, как золото нацистов. Ее купил Лувр. Списывались с ними. Говорят, чаши у них нет. Исчезла вновь. Каждая серия - это такая находка. Иногда базируемся на народных сказках, легендах.

О чем сейчас снимаете?

- Делаем серию о Мелитополе. Нашли историю, город 100 лет существовал на карте, но его не существовало в действительности. Назначенный губернатор город искал его и не нашел. Потом остановился и сказал: "Пусть будет здесь". В Мелитополе жил купец, который построил корабль. Развлекался прогрессивно - устроил в нем корчму и под парусами на больших телегах возил ее по степи. Тем, которые бы развивали проект, множество. Если государство поддержит, продолжим следующие сезон проекта.

Почему проект оставил сказочник Лирник Сашко?

- Мы начинали сериал с ним. Он написал первые 7 сценариев. Однако оказалось, что сценарий для такого формата - непростая вещь. Фильмы связанные с историей, артефактами, географией. Найти информацию занимает много времени, которого у Саши нет. Иногда сценарий придумываем год.

Саша остался главным героем мультфильма?

- Да. В самом начале позвонил ему, говорю: "Не можем придумать герою имя. А что если оставим Лирник Сашко?". Тот согласился. Потом зашел посмотреть на персонажа: "Он не похож на меня", - говорит. Наш герой не имеет длинных Сашиных волос, носит пышные усы, а не бороду. Мы создали собирательный образ украинца в простой одежде, напоминающей национальную.

Кто сейчас озвучивает главного героя?

- Когда Саша уехал в командировку, а нам срочно нужно было сдавать 4 серии. Тогда пригласили актера Юру Коваленко. По тембру и актерским свойствам его голос очень похож на голос Саши. С этого времени приглашаем этого актера.

"Моя страна - Украина" был задуман как дебютный проект молодых режиссеров, аниматоров, сценаристов. Насколько эффективно работать с менее опытными специалистами?

- Большинство фильмов сделано молодыми специалистами и каждый считает свою работу гениальной. Молодым всегда трудно делать быстро и без ошибок. Поэтому время иногда растягивалось. Но мы компенсировали это тем, что запускали 5-6 фильмов параллельно. Первые серии делали по полгода, некоторые - почти год. Затем, за счет опыта, начали сокращать время производства. Теперь делаем одну серию за три месяца. Фильм о селе Петриковка начали 2008-го. Закончили только в этом году. Режиссер успела за это время родить ребенка, сходить в декрет.

Сами лепите?

- Да. У нас очень плотный график. Каждый должен в себе совмещать и аниматора, и декоратора, и режиссера. Никогда не жду, пока декоратор слепит, беру и сам это делаю. Иначе теряется время, а это аренда студии и срок, когда должны сдать кино государству. Если опаздываем, может быть от государства штраф.

В каком режиме работаете?

- Работаем в две смены, потому что имеем маленькую площадь. Команда всегда колеблется между 10 и 20 специалистами. Съемки начинаются ежедневно в 10.00. Собираемся в 8.00. Готовим все к съемкам. В день можно сделать около четырех секунд фильма. Порой, чтобы было качественно, приходится переснимать.

Какая смета проекта?

- Проект можно подавать с любой сметой, хотя миллиард. Все равно есть отдел, который держит такой талмуд с государственными нормами по кинопроизводству. Смета кладется рядом и сравнивается. Если нормы не соответствуют законодательным, то корректируются. Делать кино по государственным нормам неудобно, потому что они минимизированы. Но и за такие деньги можно снимать. Дополнительно можно найти инвесторов или вкладывать собственные средства. Молодые режиссеры так должны работать. Потому что их проекты бывают как более успешными, так и провальными. В американском кинематографе на сотню голливудских фильмов несколько экранного показа мирового уровня.

Где покажут сериал?

- Мы обращались к одному владельцу сети кинотеатров с тем, чтобы показывать перед сеансами по серии. Он привел неудачный пример: если к авто прицепить осла, что это будет? Не стал спорить - на мой взгляд это разные вещи. Предложили давать на условиях рекламы - платите и показывайте. Пять лет назад был проект закона, который предусматривал перед сеансами показ коротких социальных или анимационных фильмов украинского производства. Но законопроект не получил развития. Смысл существования кинотеатров - дать перед показом рекламу. Как минимум, "Моя страна - Украина" - это телевизионный, фестивальный проект, его можно распространять на DVD-носителях.

Сериал может иметь успех за границей?

- Это внутренний проект. Иностранцу он не будет понятным. Мы уже попытались показать его на зарубежных фестивалях. Время серии очень короткое - 3 минуты. Надо успеть рассказать целую сказку, историю. Язык диктора очень быстрый. Когда наш зритель смотрит на вышивку, сразу понимает, что это. Для иностранца это будет просто рубашка с орнаментом.

Что параллельно делаете?

- Только что начали музыкальный проект "Профессионалы". Музыку для нас пишет известный композитор Владимир Быстряков. Текст - поэты Александр Вратарев и Аркадий Гарцман. В основе - истории двух персонажей, которые пытаются найти профессию. Один харизматик, который убежден, что все просто. Другой - очень медленный и считает, что ко всему надо относиться очень осторожно. Каждая серия - это пособие. Мы только сделали повара. В серии говорится о том, чтобы стать им, нужно уметь корни вырывать, знать множество рецептов, уметь сервировать, знать свойства плиты. А ребята просто нашли старый рецепт пирога - "Да что там печь!". Стали готовить, оно взорвалось, кухня испортилась. Каждая серия по 5 минут. Делаем 10 серий. Это воспитательный проект, потому что дети сейчас не хотят ничего делать, а быть бизнесменами и президентами. Мы и "Мою страну - Украину" хотели делать детской. Но столкнулись с тем, что это серьезная взрослая информация. Тем более, пришли молодые режиссеры, которые еще не научились мыслить детскими категориями, а сразу мыслят категориями взрослого кино. Поэтому этот проект получился для детей от 7-10 лет и взрослых. "Профессионалы" - для детей 7-ми лет. Будем рассказывать о машинистах, ветеринарах, журналистах. Может что-то кому-то понравится. Проект прошел государственный питчинг. Должны его закончить за 2 года.

Как последние годы развивается украинская анимация?

- Началось мощное движение вперед. Маятник раскачивается с большей силой. Есть достаточно фильмов, которые не стыдно показывать. Во-первых, много кино на заказ делают у нас другие государства. Есть мощные аниматоры, программисты и специалисты по 3D-технологиях. Во-вторых, государство все же обратило внимание на кино и несколько лет программа отбора через питчинг работает. Иногда появляются слухи, что там все коррумпировано и неэтично, что члены комиссии лоббируют своих. Это наша украинская ментальность — как только какое-то хорошее дело происходит, найдутся люди, которые будут лить на нее грязь. Я сам член комиссии. В ней созданы наилучшие условия для адекватного отбора фильмов, чтобы каждый режиссер имел шанс и чувствовал себя достойно. В течение последних двух лет средства на отобранные проекты поступали регулярно. В-третьих, открытость информации положительно влияет на развитие анимации. Молодые аниматоры часто копируют то, что уже сделано в мире. Пытаются быть равными с другими.

3D не вытеснит традиционные виды анимации?

- Они идут разными путями. В мире есть тенденция развития кукольной анимации, рисованной - т.е. той, которую производят руками, а не компьютером. 3D-анимация - это бизнес-проекты, которые делают для прибыли. Но если внимательно посмотреть, то такая анимация сделана по одной схеме. Зритель платит за это в кинотеатре, смотрит его один раз, ест поп-корн и получает удовольствие в течение 2 часов. Иногда удается сделать фильм, который успешно ходит по миру. Когда появился мультик "Король Лев", мой сын каждый день его смотрел течение полутора лет. Но это было 15 лет назад.

Влияет ли развитие коммерческой анимации на развитие авторской? Например, производители вкладывают вырученные от изготовления анимационной рекламы деньги в художественные проекты?

- Так и должно быть. Но мне не известен ни один производитель, который бы вкладывал заработанное в развитие какого-то режиссера или авторский проект. Продакшн может иметь очень хороших специалистов. Но там настолько комфортные условия и оплата труда, что им просто некогда делать авторские вещи. Когда-то меня один производитель пригласил режиссером в 3D-мультфильм. Была мощная команда. Меня заинтересовали тем, что после окончания этой 6-минутки, предложили работать над полным метром. Когда дошло до дела, был готов сценарий, владельцы сказали: "После работы можно его делать. А пока есть заказ ". Целый день заниматься рекламой, а после работы еще и своим проектом - так никто не будет иметь ни силы, ни желания. Это было бы по-любительски. Поэтому мы разбежались. Единственный выход - заниматься студийным производством своего кино. Или же: отгородиться от мира, и чтобы никто не мешал. Один мой знакомый просто берет ноутбук, едет в деревню, отключает телефон, пьет молоко у бабушки и ест деревенский хлеб. Целый год он там делает кино. Выходит с 10-минутным фильмом, распространяет его по фестивалям и пытается его продать. Но чтобы самому сделать, надо иметь много талантов - хорошо рисовать, быть режиссером, монтажером и, может, композитором.

Сейчас вы читаете новость «"Смысл существования кинотеатров - дать перед показом рекламу" - Степан Коваль». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

3

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи