Американский фильм "Ширли" - не совсем байопик. Режиссера Жозефин Декер не интересует хронологичнисть и хрестоматийность, как и характерное для жанра изображение истории успеха.
Об этом говорит кинокритик Анна Дацюк во время обсуждения ленты после показа в рамках 4-го кинофестиваля "Киевская неделя критики". Проходил в столичном кинотеатре "Жовтень" 22-28 октября, пишет журнал "Країна".
В конце 1940-х молодой доцент Фред приезжает в Беннингтон, штат Вермонт. В местном колледже получил преподавательскую должность. С женой Роуз останавливаются в имении литературного критика Стэнли Хаймана, который женат на писательнице Ширли Джексон. Вот-вот ее назовут классиком американской готической литературы. До написания романа "Призрак дома на холме" еще лет десять, но рассказы уже вызвали большой ажиотаж, по сюжету.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Актриса случайно убила ухажера
"Это экранизация романа-фантазии, в котором автор превращается чуть ли не в персонажей своих произведений, - говорит Анна Дацюк. - Не выходит из дома. Имеет приступы боли, непростой характер и проблемы с психикой. Встречает супругов враждебно, едва стоя на ногах, со стаканом в руке. Обещанный интеллектуальный рай превращается в психологический ад.
Фильм неприязненный к зрителю. Загоняет в угол и становится испытанием. Может держать внимание на крупном плане. Долго топтаться на месте, а затем взрываться. Кино Жозефин Декер жуткое. А творчество самой Ширли Джексон пугало читателей даже после Великой депрессии и Второй мировой. Вдохновила многих литераторов, как Стивен Кинг и Нил Гейман.
В ленте есть только определенный каркас, который опирается на биографию Джексон и ее мужа. Это произведение об этапе в жизни писательницы, поданное в эстетике ее же творчества. Мир фильма - не настоящие 1940-е, а пространство американской культуры, где встречаются готика, пьесы Эдварда Олби наподобие "Кто боится Вирджинии Вулф?" и феминистический месседж.
Исполнительница титульной роли Элизабет Мосс излучает неистовую энергетику на уровне меланхолии, творческой одержимости, потусторонней экстравагантности.
В фильме важны две линии отношений. Первая - Ширли с мужем. Их союз держится на абьюзе, газлайтинге, алкоголизме и истерии. Это башня, в которую заключили себя два литератора. Стэнли ей изменяет, но при этом выполняет прихоти. Может на нее кричать, но терпеливо ведет к написанию романа. Если в этом союзе и есть любовь, то к литературе. Третий участник супружества - талант Ширли. Будто трансцендентная сущность, которая рождает гениальные тексты и держит эту пару в балансе.
Даже более важная линия - взаимоотношения Ширли и ее фанатки Роуз, которые не так легко понять и трактовать".
Полную версию материала читайте в журнале "Країна" от 5 ноября.
4-я "Киевская неделя критики" собрала более 4200 просмотров в кинотеатре "Жовтень". В течение 7 дней показали 19 фильмов. Украинские премьеры, ретроспективу классики, а также хиты фестивалей этого года в Венеции, Каннах, Берлине, Сан-Себастьяне, Торонто.
Мероприятие основали в 2017-м для ознакомления с лучшими лентами мирового кино. Программу формируют кинокритики.
5-я "Киевская неделя критики" состоится 21-27 октября 2021-го.
Комментарии