Театровед, основатель общественной организации "Театральная платформа" Ирина Чужинова рассказывает, что, по ее мнению было "Зрада", а что "Перемога" в украинском театре за 2015 год.
Зрада 2015 для меня, безусловно, это деятельность такой одиозного учреждения как Министерство культуры Украины. Еще год назад, до прихода Вячеслава Кириленко, казалось, что лед тронулся и наконец начнутся какие-то конструктивные решительные изменения. Но нет. В конце 2015 году мы снова на позиции октября 2013. Физики-теоретики пытаются выяснить, возможны ли путешествия во времени. Наш Минкульт практически дает утвердительный ответ.
Год назад стартовала программа "Культура 2025", инициированная предыдущим министром культуры Евгением Нищуком. Минкульт должен был заняться разработкой генерального видения украинской культуры, чего хотим, куда идем. Без общей стратегии никакого развития театра, кино, литературы, арта, книгоиздательства ожидать не приходится.
Театры и все остальные культурных учреждений у нас до сих пор существуют сами по себе. Поскольку 95 процентов украинских театров являются государственными, значит государство является прямым заказчиком художественного продукта. Возникает вопрос, что именно заказывает украинское государство сегодня украинскому театру. Ничего. Продолжают из бюджета финансировать постановки откровенно коммерческие.
На западе наоборот в такие представления вкладывают средства продюсеры и эти деньги отражаются через продажу билетов.
Если бы Минкульт занялся своими прямыми обязаностями - построение видение развития украинской культуры в перспективе хотя бы 10-15 лет, театры сразу бы получили сигнал от государства, что именно оно видит приоритетным, какую репертуарную политику следует ввести. Как театр сегодня видит себя, общество, национальную идею от нынешнего Министра мы не слышим. Не хочу переводить стрелки, говорить, что какой-то театр хуже, какой лучше. Есть, например, в Харькове театр имени Пушкина, в котором недавно сменился директор. Этот театр давно уже находится в антрепризном состоянии, ставят исключительно Рея Куни (английский драматург, автор комедий, наиболее известная пьеса "Слишком женатый таксист") и подобную драматургию.
К сожалению, в Киеве есть Русская драма, где преобладает репертуар, который тоже преимущественно развлекает зрителя. Украина как государство не может заказывать в своей стране театральный продукт, потому что нет механизма. Я не против развлекательного театра, пусть зритель покупает билет и идет на то, что ему по душе. Но финансировать коммерческие постановки государство должно прекратить.
"Перемога 2015" для меня - это все, что связано с шагами украинского театра в сторону проектного театра, того, что происходит вне государственного сектора.
Хотя в некоторых спектаклях государственные театры имели опосредованное отношение, это проекты, которые действительно реагируют на то, что сегодня происходит в стране. Это определенным образом характеризует официальный украинский театр который остается немым, который молчит о войне, аннексии Крыма, о трех с половиной, по неофициальной статистике, миллионов вынужденных переселенцев. Эти проблемы очень важны сегодня для общества. В театре меняется зритель, в зале сидят люди, которые уехали и хотят услышать хотя бы то, что общество понимает, что они есть, что это проблема, а не демонстрации абсолютной равнодушия.
Мы живем, как 5 лет назад, так как будто в стране ничего не произошло. Произошло.
Театр может видеть то, что происходит за окном. Он это видит, он на это рефлексирует. А еще он говорит со своим зрителем о том, что происходит в жизни этого зрителя буквально сейчас, не вчера и не завтра.
"Театр переселенца", созданный немецким режиссером Георгом Жено и драматургом Натальей Ворожбит - это на самом деле проект на год при финансовой поддержке посольства Германии. Проект проходит на базе ЦНМ "Дія" - нвучно-художественного центра Малой академии наук Украины на территории киностудии Довженко. Их спектакль "Где восток?" уникальный для Украины, потому что это театр свидетелей. В спектакле участвуют реальные люди, а не актеры, которые действительно выехали из Луганской и Донецкой области в Киев. С каждым участником предварительно работал профессиональный психотерапевт. Рассказывают реальную историю, это оформлено в спектакль, то есть присутсутует мощный художественный компонент и режиссуры, и драматургии. Эти истории были определенным образом сконструированные, но они реальны, люди реальные и эффект от этого спектакля для меня самый большой и самый сильный, который я получила за этот год.
Режиссер и драматург подчеркнули, что именно в театре сейчас есть инструменты, рычаги чтобы устанавливать диалог между разными людьми. И эта постановка не комплиментарна для Киева. Это важно- услышать людей, которые видят нашу жизнь другими глазами. "Театр переселенцев" большое достижение украинского театра 2015 года, потому что это то, что должно быть, потому что если бы этого не произошло, это был бы пункт "зрад". Конечно, этого бы хотелось больше, опять же на это должна выделяться государственная поддержка и что будет через год с этим проектом, не известно.
В спектакле "Серая зона" драматургов из Кировограда Дэна и Яны Гуманных и крымского режиссера Галины Джикаевой тоже играют не актеры. Это также проект о переселенцах, о людях, которые оказались вне дома или продолжают жить на временно оккупированных территориях. Но принцип этой постановки немного другой. Эти люди сами искали своих героев, персонажей, брали интервью.
Истории были обработаны, добавился художественный компонент и режиссуры и драматургии. Реальные люди, рассказывая чужие истории, добавляют к ним собственные комментарии.
С "Серой зоны" выросла другая интересная постановка. Не знаю её судьбу, будет ли она играться на зрителя, называется "Монолог ополченца". При создании "Серой зоны" авторы совершенно случайно наткнулись на ополченца с ДНР, который сейчас работает на одном из СТО в Киеве. Абсолютно гражданский человек, но то, что он рассказал, дало материал для моноспектакля. Реалии, увиденные своими глазами - это не теленовости. Это противоположная реальность которую нам навязывают через газеты, журналы, телевизор, как некий эрзац войны в Донбассе.
Это свидетельство того, кто принимал непосредственное участие в той войне, причем не на стороне Украины. Объясняет мотивацию очень банальную - деньги, еда, желание обеспечить семью в условиях войны. Видел собственными глазами, как плохо приходится украинской армии, которая при отсутствии волонтеров оказывается даже без еды и воды. Воины вынуждены менять под магазинами что-то съедобное на автоматы. В отличие от этого ДНР-овская армия жрет и получает пайки из России. У них нет проблемы ни с оружием, ни с продовольствием. Этот человек рассказывает о войне поразительные факты. О том, что люди начинают дружить по разные стороны границы, предупреждая друг друга об арт-обстрелах. Подчеркивает, что это действительно очень странная война, там очень много украинцев с одной и другой стороны, но у них разные мотивации. Версия пусть одного человека, но она противоречит официальной позиции государства. Если бы таких версий было немножко больше, то официальная версия была бы тоже несколько иная. Число жертв, реальные масштабы катастрофы нам не показывают.
Спектакль "R + J" львовянина Саши Брамы - это рок концерт.
И прелесть его в том, что он уже побывал на трех престижных европейских фестивалях. Вместе с прошлогодней спектаклем "Дневники Майдана" Национального театра Ивана Франко - это реально достойная презентация украинского театра в Европе. Но "дневники" для меня с художественной точки зрения оставили много вопросов. Как театр это смотреть не интересно.
"R + J" - инициалы героев нового времени Ромы и Юлии. Он из Львова, она из Донецка. Режиссер предпринял попытку рассказать в театре о том, что произошло со всеми нами зимой 2014 и о том, что происходит с нами до сих пор. Спектакль создан на грани поисков между театром, музыкой и видео-артом. Эта история является римейком трагедии Уильяма Шекспира "Ромео и Джульетта". Древняя война родов Монтекки и Капулетти трансформируется в неприязнь Востока и Запада Украины.
Играют актеры львовского театра Леся Курбаса, студенты. На проект никто ни копейки не дал. Саша Брама сам вытащил его. Это тот вариант, когда один человек собственным энтузиазмом, безумством может и Украины в Европу вывести.
Саша умеет закрутить проект, так что он становится живым. Странным образом нашел человека, специалиста по видео-артау, который сотрудничает с "Океан Эльзы". Делает группе видео на концертах. Другие крутые люди работали на этом спектакле также на волонтерских началах.
Успех спектакля "Сталкеры" столичного Молодого театра драматурга Павел Арье и режиссера Стаса Жиркова лежит на пересечении разных усилий. Спектакль - это всегда большое совпадение, сумма усилий в театре умножается. В "Сталкерах" действительно гармонично сочетаются идеи, мысли всех создателей.
Пьесу "Баба Прися" о семье старухи, которая от реальности убежала и живет в Чернобыльской зоне отчуждения, большинство режиссеров боялись брать или считали несовершенной. Жирков согласился.
Для Ирмы Витовской предложение сыграть 86-летнюю бабушку была шоком. Было много других рисков и для "Молодого театра" и для постановщиков, но этот риск абсолютно оправдался.
Голоса разных поколений совпали в унисон: львовянина, который живет в Германии, Арье, одессита Жиркова, Ирмы Витовской из Ивано-Франковска. Такой кросскультурный проект, когда люди из разных регионов вдруг начали говорить об одном и том же, о общем. Кстати, идеи в этом спектакле чувствуется очень искренне.
Едва ли не впервые в украинском театре начали говорить о важных вещах, а не
"о погоде", как в ежедневных разговорах большинства. Высказываться вслух о важном, о том, что думаем на самом деле.
Этот спектакль в первом действии в некоторой степени комедия, а во второй - трагедия.
Сначала ее играли на малой сцене, потом перенесли на основную. На большой сцене в ней развернулись новые энергии, иначе все зазвучало. И зал на это реагирует, смеется там, где надо, молчит и плачет там где надо. Для театра это серьезная вещь, когда публика так правильно реагирует. Украинский зритель не идеален, мягко говоря, а на этом спектакле зал меня очаровал. С малой сцены в "Молодом" ее убрали, потому что люди месяцами не могли приобрести билет за нехватки места в зале и количества желающих.
"Оскар и Розовая Дама" режиссера из Ивано-Франкивска Ростислав Держипильского, продюсер Ирма Витовская, по произведению бельгийца Эрика-Эммануила Шмитта.
Книга, по которой создана спектакль, написана в форме 14 писем десятилетнего мальчика Оскара, неизлечимо больного раком. Он чувствует, что химиотерапия не принесла облегчения и ему осталось жить недолго. Он чувствует себя покинутым родителями. В отличичи от родителей с ним разговаривает в больнице розовая дама о жизни и смерти. Чтобы принять ужасную правду, она побуждает Оскара изложить свои мысли в виде писем к Богу.
В украинском театре, как правильно говорит Ирма Витовская, существовало огромное табу на разговор о смерти. Потому что это что-то ужасное, страшное и, конечно, случится не с нами. Это позиция советская, атеистическая. Нет ничего вне смерти, значит это самое страшное и мы об этом не говорим. На нашей сцене не хватало искреннего разговора человека, стоящего на пороге смерти, как могут другие люди помочь ему.
В постановке Держипильского был огромный риск, потому что впервые героев играли настоящие дети. В кино детей используют как органическую материю. Ребенок может дать определенную реакцию, определенную краску в нужную минуту и ее фиксируют на камеру. В театре ребенка нельзя использовать, потому что нужно уметь повторять. Театральный актер фиксирует эмоцию и должен быть однородным на каждом спектакле. Для ребенка это действительно сложно. Поэтому и спектакля "Оскар и Розовая Дама" идут действительно по-разному, потому что это дети и от них невозможно требовать другого.
Но один из главных эффектов состоит в том, что на сцене дети. Когда их видишь, начинаешь понимать, что они реальны. Что это не театральная фальшь, не актер. В финале показывают фотографии реальных больных, нуждающихся в помощи сегодня и этот эффект усиливается. Проект Витовской спровоцировал целую волну обсуждений и даже законодательные изменения относительно паллиативной помощи для детей (подход, позволяющий улучшить качество жизни пациентов и их семей, которые столкнулись с проблемами смертельного заболевания, путем предотвращения и облегчения страданий благодаря раннему выявлению, тщательной оценке и лечению боли и других физических симптомов, а также оказанию психосоциальной и духовной поддержки).
Если бы не Ирма Витовская, я бы тоже не знала, что ее применяют в Украине для детей. Для многих людей это было открытием. Все считали, что все это пропорционально и то, что есть во взрослой медицине, применяется и в детской.
То, что театр актуализировал для общества определенную проблему, это победа.
Средств только за билеты удалось собрать больше, чем было вложено в постановку и эта прибыль пошел на помощь смертельнобольным детям. Из этих отдельных побед сегодня складывается, без преувеличения, чувство национального достоинства.
Комментарии