
Со шляпой, в котором помещается кроличья ферма, стая голубей и серпентарий, сравнивает новый роман Софии Андрухович "Феликс Австрия" литературный критик Михаил Брыных. В сентябре книгу издало львовское "Издательство Старого Льва". Первый тираж нового романа Софии Андрухович раскупили за несколько недель. Полную рецензию читайте в новом номере журнала "Країна" за 9 октября. Предлагаем несколько фрагментов:
"Феликс Австрия" - это ретро-роман, события которого происходят в австро-венгерском галицком рае, - пишет Брыных. - Тональность - карамельная. Маленький вавилон на границах великой империи, которая всего лишь через 14 лет развалится от двух выстрелов Гаврилы Принципа. Но пока - портрет юбиляра Франца Иосифа на каждом шагу, ярмарочная атмосфера. Мир распирает от немыслимых изобретений и новых возможностей.
Мир этот - кукольный домик, и не впервые в украинской литературе его пытаются заселить. Это модно, красиво и конъюнктурно - раз к столетию со начала Первой мировой. Другая сторона медали - такой текст требует от писателя ювелирного бытописания. Малейшая небрежность в нем может привести к атмосферной катастрофы. София Андрухович играя справилась с этой задачей. И даже больше: фактура ее романа сложная, насыщенная, детализированная. Это самодостаточный литературный деликатес. Читатель охотно поверит этой истории, потому что ее правдивость кроется в стилистике, языке. Такого отшлифованного текста уже давно не было в современной отечественной прозе. Топография, одежда, светские ритуалы, архитектура, особенности общения, - пристальное внимание к этим мелочам поражает прежде объемом работы. И ремесленной упорством автора, которая приступила к созданию собственного ретро-формата с большим исследовательским азартом, а не ради эффектного антуражику.
Ирония судьбы заключается в том, что этот стилистический шик романа "Феликс Австрия" и качество письма высшей пробы - растрачены на реализацию крайне скромных художественных задач и идей.
Лаконичные, недорисованная жители кукольного домика живут согласно театральной драматургии, где каждое ружье стреляет - хоть скачи, хоть плачь. В женском романе иначе и быть не может. И каждая змея в шляпе фокусника обязана укусить себя за хвост. София пристально следит за своими ниточками, чтобы нигде ничего не запуталось, чтобы на каждый вопрос нашелся ответ. В механизме романе нет колесиков, которые скрипели, прокручивались, ломались в конце концов. Для мелодрамы - это добро. Литературе - зло ".
Комментарии