Споры по поводу "раскрашивания" комедий Александрова и Рязанова, а также сериала "Семнадцать мгновений весны" до сих пор не утихают. Стало известно, что компания RUSCICO, занимающаяся выпуском классических советских картин за рубежом, планирует ещё более провокационный шаг - выпуск цветного варианта фильма Сергея Эйзенштейна "Александр Невский". Пока публика приходит в себя, авторы идеи стремятся всех успокоить.
Реставрацией и "расцвечеванием" "Александра Невского" будет заниматься компания "Формула цвета". Она же выпустила цветные версии "Семнадцати мгновений", "Стариков", "Волги-Волги" и "Весёлых ребят".
Директор компании Игорь Лопатенок всячески настаивает на том, что работу свою он ведёт ради того, чтобы публика была довольна, а все претензии эстетического характера не имеют основания.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Одессе презентуют украинское немое кино на DVD
"Есть один способ понять, нравится или не нравится зрителю раскрашенный черно-белый фильм, — это количество посмотревших его зрителей, что отражают телевизионные рейтинги. А они как раз показывают, что публике очень нравится смотреть колоризированные картины. Я, знаете, скептически отношусь к этим заявлениям в интернет-блогах, что кто-то там чем-то возмущен. Чаще всего это делают люди, которые не смотрели ни одного чёрно-белого фильма, превращённого в цветной. А всерьёз против лишь небольшое число людей. Но и их доводы мне не очень понятны", - заявил он.
Крупнейший специалист по наследию творчества Сергея Эйзенштейна Наум Клейман свою позицию в данном вопросе обозначил вполне ясно:
"Я считаю, что это — абсолютно абсурдное и коммерческое предприятие, губящее представление о фильме. Я высказал это мнение Роману Дехтярю, генеральному директору RUSCICO, когда он спросил, что я думаю об этом проекте. Сказал, что считаю это нарушением авторских прав, грубейшим искажением замысла автора. Я против этого категорически. Но моё мнение ничего не решает: я в этом вопросе никто, я не наследник и не могу ничего сделать. Поэтому — вот моё мнение".
Игорь Лопатенок заявил в свою очередь, что не все чёрно-белые фильмы могут быть раскрашены. В частности, это не может быть сделано с теми картинами, где "чёрно-белая пластика задумана как художественный компонент". К таковым он отнёс "Чапаев" и "Летят журавли". Хотя и не объяснил, почему "Александр Невский", который Эйзенштейн намеренно снял чёрно-белым, не входит в их число.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Победа" Артиста "может определить направление развития американского кино" - эксперт
В защиту своего проекта он говорит лишь, что Эйзенштейн был поклонником цветного кино и вставил цветной фрагмент во вторую серию "Ивана Грозного". Впрочем, почему Эйзенштейн, в таком случае, не сделал тот фильм целиком цветным, как и "Броненосец "Потёмкин", где раскрашен только флаг, Лопатенок не объясняет. И о том, с какими тщательностью и осторожностью Эйзенштейн подходил к цвету в кино, тоже не вспоминает.
Пока ясно, что процесс колоризации старых лент необратим. Причём часть его признаётся оправданной почти всеми — когда речь идёт о лентах, раскрашенных вручную, но потерявших цвет со временем. Например, недавно был выпущен заново раскрашенный фильм Жоржа Мельеса "Путешествие на луну". Другая же часть (когда фильм делался без использования цвета) вызывает яростные споры, начиная с 80-х годов, когда Голливуд выпустил цветные версии "Касабланки" и "Мальтийского сокола". Зритель же смотрит цветные версии с удовольствием, что подтверждается высокими телерейтингами.
Комментарии
1