Ексклюзивы
понедельник, 28 сентября 2015 18:20

"Сначала расстреляют президента и Раду, а потом напишут большой роман"
5

Фото: Антон Харитонов

- Безусловно, мы будем говорить о военной литературе как об отдельном этапе украинской литературы. У нас уже есть с войны Гуменюк, Люба Якимчук с "Абрикосами Донбасса". Такая литература больше говорит с сердцем читателя, - рассказывает харьковский литературный критик 37-летняя Татьяна Трофименко 25-го сентября на дискуссии "Пропаганда и культура" в рамках фестиваля современного искусства Гогольфест.

- Собирательный образ мужчины на фронте сделать трудно. Попав на фронт, они не все осознают за что воюют. "Захалявные" книги с какими-то тезисами были бы полезны. Позиция постоянной войны очень четко звучит в произведениях Оксаны Забужко и хорошо просматривается в "Музее заброшенных секретов". "Война продолжается", - она говорит три года назад и мы все удивляемся, какая война, все же прекрасно, у нас толерантное демократическое общество. А теперь мы уже понимаем, что мы что-то проморгали, и что, возможно, усилив пропаганду, мы бы имели совсем другую историю, - рассказывает Трофименко. - Мне кажется, что "Музей заброшенных секретов" Оксаны Забужко был таким сигналом, что скоро начнется. Шкляр, Забужко, победители конкурса "Коронации слова" писали о войне еще до войны. Это был сигнал того, что мы возвращаемся к историческим событиям. Хотя писатели и поэты были потрясены Майданом, Крымом, а затем и Востоком Украины. Не сразу началось все отбиваться в текстах осмысленно.

"Музей заброшенных секретов" - роман 55-летней писательницы Оксаны Забужко, вышедший в 2009 году. Рассказывает о жизни 3-х поколений от 1940-х годов до начала 2000-х. Главными героями являются журналистка и торговец антиквариатом, которые пытаются найти историю своих семей. Начиная с УПА, Голодомора и, заканчивая Оранжевой революцией 2004 года, они размышляют над прошлым и будущим своих семей и всей Украины.

- Нет смысла анализировать, кто лучше писал о войне Ремарк или Григор Тютюнник, - рассказывает Трофименко. - В Харьковском литературном музее мы создавали выставку о войне. Делали на Facebook опрос, какие произведения мировой и украинской литературы поразили людей в свое время. На первом месте был Ремарк. И знаете что? Никто не ходит на эту выставку. Молодежь отдает предпочтение тому, чтобы в саду с гитарой посидеть, чем слушать чес. Мне кажется, что хоть общество включено в эти процессы: кто-то учавствует в военных действиях, кто-то занимается волонтерством, но большая часть населения в эту войну не включена, и для них все, что связано с ней - определенно негативно маркировано. Те же ветераны, на встречи с которыми нас принудительно водили во время обучения в школе. И мне кажется, что это также проецируется и на эту войну.

Участие в дискуссии принимали литературный критик Татьяна Трофименко, журналисты Мария Семенченко и Татьяна Терен. Говорили, какие книги надо передавать на восток Украины военным и местным библиотекам. Чаще всего военные просят поэзию - Василия Стуса, Василия Симоненко и Лину Костенко, также историческую литературу и публицистику. В городских библиотеках есть спрос на современные украинские книги для детей и историческую литературу.

- Профессиональный писатель у нас один, это, как известно, Андрей Кокотюха. Это человек, который может поставить себе цель написать роман на такую-то тему, разделить тысячи знаков на количество дней и написать. Кстати, о Майдане он уже роман написал и прямо скажем, что он не впечатляет. Это не та литература, которая выбивает из колеи и вызывает слезы, - иронизирует Татьяна Трофименко. - Сейчас мы видим какой-то гипперреализм в литературе. А вот художественности не хватает. Хорошо, когда есть документальные сборники, но это должно быть заявлено, чтобы человек мог понять: "А, это для меня". А домохозяйка, которая хочет получить эмоции, будет читать "Мариупольский процесс" Галины Вдовиченко, где эти события связаны с большей степенью художественности. Это тот вариант, который простому читателю понятен.

Участвовать в дискуссии должны были известный украинский писатель Василий Шкляр, писатель и драматург Богдан Жолдак. Но на встречу так и не пришли.

- Я мечтала об этой встрече с Василием Шкляром. Все мы помним те события, которые были связаны с выходом романа "Черный ворон". Затем с отказом от Шевченковской премии и тем, как была возмущена часть интеллектуальной общины либерального направления той идеологией, которую Шкляр нам предлагает в "Черном вороне". Добротная правая идеология. Были большие замечания к употреблению слова "жид", и описания "кацапидлы" как образа, который не вправе жить на этой земле. Язык ненависти закидывали Шкляру. Я была среди тех критиков, которые были шокированы таким враждебным агрессивным изображением китайцев, русских, евреев в рядах Красной армии. Конечно, мы не симпатизировали им теоретически три года назад, тогда ее отрицали. Мне кажется, что перечитывая сейчас "Черного ворона" после тех событий, которые происходят в Украине, уже ни у кого не возникло бы замечаний к отрубанию головы какому-то "кацапидлу". Сейчас, оглядываясь назад, мне кажется, что, возможно, мы действительно были не правы под влиянием наших либеральных иллюзий. Напрасно мы не покупали "Черного ворона" и пачками не отправляли в Дебальцево и в другие населенные пункты Донбасса. С позиции пропаганды мне кажется, что люди на Востоке то поняли бы из этого текста, а, возможно, их наоборот бы все отпугнуло. Вряд ли мы жителям Востока Украины сейчас предложим читать Шкляра. Но с точки зрения пропаганды, для этих территорий, этих людей, мы что-то не сделали. Какой-то мягкой украинизации мы не провели, - говорит Трофименко.

- Мы много надежд возлагаем на тех, кто придет с фронта. Они сначала расстреляют президента и Верховную Раду, а потом напишут большой роман. Возможно, не роман, но стихи мы получаем оттуда качественные. Это большая беда, что у писателей не хватает опыта вне сферы их жизни, поэтому мы постоянно получаем книжечки или романчики из жизни интеллектуала, который в худшем случае закончил украинскую филфак, в лучшем - поработал где-то на заправке. Не убеждают их произведения. А опыт, который получат на фронте, пусть он будет травматический, но это подтолкнет для создания чего-то нового и правдивого. По крайней мере с Чехом я на это очень надеюсь.

Сейчас на Востоке Украины находятся украинские писатели и поэты - Антон Кушнир, Артем Чех, Борис Гуменюк, Олег Короташ.

Сейчас вы читаете новость «"Сначала расстреляют президента и Раду, а потом напишут большой роман"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі