В России сделали серию комиксов "Процесс" о судебных заседании над украинской летчицей Надеждой Савченко. Идея принадлежит российской общественной организации "Открытая Россия". 8 июля 2014 стало известно, что Савченко находится в России в следственном изоляторе города Воронеж. Она до сих пор незаконно находится под стражей на территории РФ. Сейчас комикс "Процесс" состоит из шести частей: "Первое заседание", "Допрос Савченко", "Пострадавшие", "Первые свидетели", "Свидетель Мирошников", "Свидетель Почечуев". Рисунки черно-белые, выполненные в документальной манере, шрифт реплик напоминает напечатанный на машинке текс. Автор спецпроекта о Надежде Савченко 20-летний Семен Закружный согласился рассказать Gazeta.ua об особенностях работы над комиксами.
Как проходил процесс создания комикса? На что, в первую очередь, обращали внимание?
Главное в нашем комиксе - это отсутствие скучных деталей. В этом смысле мы жертвуем информацией и даем больше картинки. Суды - это всегда 70% не нужных формулировок и 30% сути. Когда мы придумывали проект про дело Савченко, нашей главной задачей было очень просто и интересно показать, как проходит сложный и скучный суд. Мы видели комиксы про Человека-паука или Супермена. Там очень много разных локаций, драк, сцен и так далее. В суде всего этого нет, поэтому приходится выбирать самое главное, самое живое и яркое. В России есть качественный рынок судебной журналистики, есть "Медиазона" со своими подробными онлайнами, есть "Коммерсантъ", "Новая газета", "Медуза" с судебными репортажами. Хотелось привлечь другого читателя, который не готов и не будет много читать о судебном процессе. Переубедить его, показать, что это на самом деле интересно - наша главная задача.
У героев комиксов есть какие-то выдающиеся черты лица. К примеру, у Путина маленькие грустные глаза и большой нос. Было ли что-то похожее при создании комикса про Савченко?
Конечно, никаких конкретных указаний художнику мы не давали. Мария Снеткова рисовала сама. Единственное правило, которое мы обсуждали, это ни в коем случае не делать изображения Савченко во время голодовки даже немного комичными или ироничными. Человек тогда находился на краю гибели, нельзя изображать это хоть немного в смешном свете.
Сейчас большинство карикатуристов стремятся обойтись только изображением без текстового дополнения. Визуальные знаки понятны всем во всех странах. У вас же есть текстовое сопровждение. Почему решили сделать именно так?
Дело в том, что суд - это вообще только текст. Это одна локация, одни и те же персонажи, которые только и делают, что говорят. В нашем случае с делом Савченко - это еще сложнее, потому что никто из свидетелей не приезжает в Донецк, всех допрашивают по видеосвязи. Причем российский суд не такой яркий как, например, американский, где участники гордо расхаживают по залу. В суде никто не дерется, не танцует, не прыгает через препятствия. Изначально я хотел делать как можно больше подписей, вставлять больше текста, делать всякие сноски. Мы очень долго спорили с коллегами и решили максимально избавляться от текста. Это невероятно сложно, потому что в итоге в комикс попадают только яркие сцены и только самая важная информация. А если учесть, что заседания длятся по 6 часов - это достаточно сложно. Приходится от чего-то отказываться, нарисовать всё - невозможно. У нас есть условие: комиксы должны оперативно публиковаться. Как правило, то, что вчера случилось в современном мире уже никого не интересует. Наши комиксы выходят либо в день заседания, либо на следующий. Это очень важно.
Как этот проект воспринимается в России? Вообще насколько близок сам жанр комикса россиянам?
В каком-то смысле - это совершенно новая форма. Больше всего мне льстит, что люди, которые не читают судебные репортажи и не следят за делом Савченко говорят, что наши комиксы очень интересно читать. Конечно, журналистам их будет мало, им нужно больше информации. Но наша главная задача - заинтересовать "нового" человека судом, показать, что это не так скучно, как кажется. Под "новым человеком" я понимаю человека, которому раньше быль не интересны судебные заседания, который не интересуется политикой. И когда такой человек говорит мне, что решил перечитать все онлайны с заседания после нашего комикса, я понимаю, что мы всё делаем правильно.
Комментарии