
На 70 Каннском кинофестивале во Франции "Золотую пальмовую ветвь" получил драматический фильм "Квадрат" шведского режиссера Рубена Эстлунда. Кинокритик Антон Долин поделился впечатлениями от картин, которые отметило жюри.
В начале ленты Эстлунд иронично описывает мир создателей современного искусства. Показывает избыточность внимания к художественным приемам, за которой скрывается отсутствие содержания многих современных произведений. Далее, как и во многих других конкурсных фильмах, действие в "Квадрате" не развивается. Под конец режиссер впадает в крайнее морализаторство, показывая как надо и не надо делать. По этому теряет замысел ироничного отображения современного мира.
По сюжету Кристиан - куратор музея современного искусства увлекается новым проектом. Это инсталляция "Квадрат", которая являет собой представляет очерченную площадь добра, солидарности, равенства и справедливости. Здесь люди получат шанс помочь друг другу, избавиться от главной проблемы времени - изолированности друг от друга. Реальная жизнь вносит свои коррективы в замысел художника. Прямо на "площади справедливости" Кристиана обворовывают. Он высчитывает район в котором может жить вор. Разносит по почтовым ящикам объявление "Я знаю, что ты украл мой телефон" и ждет реакции жителей. В то же время в город приезжает артист перформанса Олег, который также изучает реакции людей. Кристиан приглашает его на открытие своей выставки. Там Олег появляется в роль самца гориллы. Скачет по столам и преследует только тех посетителей, которые от него убегают.
Эстлунд имеет отличную фантазию и мрачный юмор. В этой картине ему удалось создать мир харизматичных деятелей современного искусства. Чего стоит только арт-критик Ани, которая проживает с шимпанзе и представляет это всем знакомым как непрерывный перформанс.
И пара рекламщиков, которые умеют даже с бессмысленной идеи создать видеохит для сети. Или "радикальные" произведения друзей Кристиана - небольшие горки гравия, насыпанные равномерно по периметру комнаты. Это "искусство" случайно втягивает в пылесос уборщик. Охраннику срочно приходится искать на замену дорожный гравий на улице. Но создав этот ироничный мир современного искусства режиссер не знает, что делать с этими персонажами дальше. У него не выходит управлять ими так же остроумно, как создавать.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Голливудские красавицы приберегли лучшие платья на закрытие Каннского фестиваля
Гран-при фестиваля получил фильм "120 ударов в минуту" французского режиссера Робена Кампийо. Действие картины разворачивается в начале 1990-х годов в Париже, когда количество умерших от СПИДа стремительно росло. Активисты на уличных митингах пытаются привлечь внимание к этой проблеме. Еще не опытный волонтер Натан знакомится с одним из лидеров общественного сообщества Шоном. Он - радикал, призывающий бороться с проблемой наиболее решительными методами.
Робен Кампийо стал также автором сценария. Его написал на основе собственных воспоминаний о событиях 1990-х годов во французской столице, когда от СПИДа погибли многие его друзья и знакомые, чью борьбу за жизнь Робен видел собственными глазами. По словам председателя международного жюри 67-летнего Педро Альмодовара, после объявления награды в поддержку этой картины раздавались самые громкие аплодисменты.
Он, как икона сообщества гомосексуалистов, которой непосредственно коснулась проблема поднятая в фильме, просто не мог пройти мимо этой ленты. Я не увидел в ней больше, чем старомодную драму, банальную гомосексуальную историю любви.
Наиболее противоречивым фильмом фестиваля для меня стала лента "Убийство священного оленя" греческого режиссера Йоргоса Лантимоса. Она получила приз в номинации "Лучший сценарий". Лантимос - мастер психологического триллера. Это можно сказать по его предыдущими работами "Клык" и "Лобстер".
Здесь главный герой, которого сыграл Коллин Фаррел, - успешный хирург, муж и отец двоих детей. Во время одной из операции пациент умирает на операционном столе врача. Из-за чувства вины за его смерть, врач начинает больше времени проводить с сыном-подростком. Позже выясняется, что сын также болен и больше не может ходить. Недуг распространяется и на дочь героя. Чтобы разорвать порочный круг смертей хирург решает принести в жертву "священного оленя".
Эта лента - древнегреческая трагедия, снятая на современный манер. На экране сохранена главная идея античного театра Эпидавра о том, что очиститься можно только через страдания. Необходимый эффект создают совершенные интерьеры, в которых блуждают отстраненые герои. Ощущение страшного рока, зависшего над ними, передают обобщенные ракурсы статической камеры. Она тоже как бы замерла от ужаса происходящего.
Еще - одержимость главного героя идеей жертвенности. Дополняет картину сложный звуковой дизайн, в котором величественные мотивы Шуберта переплетаются с неровными хоровыми напевами. Во время просмотра фильм смешит и вызывает чувство отвращения. А ближе к финалу - настоящего ужаса.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Фильмы с фестиваля сразу попадут в интернет" - кинокритик о Каннах
Приз за режиссуру получила американка София Коппола за фильм "Роковой соблазн". По сюжету спокойную размеренную жизнь трех блондинок в женском пансионе нарушает раненый американский солдат. Невинная помощь переворачивает идеальный мир женщин. Появление мужчины знакомит их с чувствами влюбленности, зависти, разочарования и обиды. А также явлениями соперничества, предательства и даже убийства. Драма снята по мотивам готического романа Томаса Куллинана.
Наиболее чувствительным фильмом фестиваля можно назвать французскую документальную ленту "Напалм" Клода Ланцманна, снятую в Северной Корее. Рассказывает о мимолетной влюбленности режиссера в 1958 году.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Первые результаты Каннского фестиваля-2017: какие ленты отметили
В конце 1950-х Ланцманн впервые оказался в Северной Корее как член делегации французских коммунистов. Шестьдесят лет спустя вернулся туда, с невероятным трудом получив разрешение на съемки фильма.
Официально считалось, что картина будет посвящена успехам северокорейского боевого искусства тхэквондо. И у режиссера была другая задача - вспомнить и рассказать о невероятной встрече и влюбленности в корейскую медсестру. Ее в те давние годы встретил в Пхеньяне. Они провели вместе лишь несколько часов и запомнили их на всю жизнь.
Фильм составляют две неравные части. Первая - съемки современного Пхеньяна, сделанные из окна автомобиля полупиратским методом. Это короткая видеоэкскурсия в Музей вооруженных сил, обязательное паломничество к гигантскому монументу вождей государства и показ лучших спортивных залов тхэквондо. Вторая - монолог Ланцманна перед камерой, где он рассказывает пронзительную и удивительную историю своей мимолетной любви. Лента оставляет впечатление глубокого и сложного, несмотря на кажущуюся простоту и прямолинейность, исследования того, как политическая и социальная части жизни в тоталитарном государстве ломают и искажают личную.
Картина не участвовала в основном конкурсе фестиваля. Ибо кто осмелится тягаться с метром документального жанра? Ланцманн известный на весь мир своей 10-часовой монументальной эпопеей "Шоа" о массовом истреблении евреев Европы в нацистских концлагерях.
В рамках основной конкурсной программы фестиваля также показали фильм "Кроткая" украинского режиссера Сергея Лозницы. Его сняли по мотивам одноименного рассказа Федора Достоевского написанного в 1869 году. Это копродукция кинокомпании Франции, Германии, Нидерландов, Латвии и Литвы. В фильме снялись российские актеры Лия Ахеджакова, Василиса Маковцева, Дмитрий Быковский и литовский актер Валериус Андрюта.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Николь Кидман покорила кинофестиваль сказочными образами
По сюжету оригинальной новеллы девушка выходит замуж за нелюбимого - ростовщика. Хочет убить его, но решает терпеть и молчать. Он сначала думает, что женился из жалости к бедовой девушке. Затем клянется ей в любви и просит ответить ему тем же. Жена совершает самоубийство.
"Кроткая" не получила призов и зрители на показе встретили фильм неоднозначно. Но без сомнения, эта бескомпромиссная картина стала одним из главных событий Каннского кинофестиваля. От оригинальной новеллы в фильме остались только главные образы. Муж героини сидит в тюрьме, она посылает ему бандероли. Последняя возвращается обратно. Причина неизвестна. Единственная возможность выяснить это - поехать в захолустный городок в Сибири, где стоит тюрьма. Образ мужчины-тирана воплотился в несокрушимой бюрократической системе, которая заставляет скитаться женщину по вокзалам, справочным бюро, отделениям полиции.
В течение всего фильма зрителя не покидает ощущение, что с героиней вот-вот произойдет что-то ужасное — как минимум побьют или обворуют. Но самым большим кошмаром становится само ожидание этого момента. В конце концов в тюрьме, вместо обещанной встречи с мужем, женщину насилуют.
Поверхностный зритель скажет, что это очередной фильм-чернуха о вечном русском "дураках и дорогах". Но это не так. Картина Лозницы насыщена большим количеством ссылок на классическую литературу - Кафки, Достоевского и Гоголя.
Картины этого режиссера в основной программе Канн не впервые. В 2010 году за главный приз соревновался его фильм "Счастье мое". В 2012 году - лента "В тумане", которая получила награду кинокритиков. Немалый ажиотаж Каннского фестиваля вызвала его документальная картина "Майдан" 2014 года.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ванесса Паради прилетела на съемки в Днепр
Еще одна лента из программы фестиваля, в создании которой приняла участие Украины - это "Иней" литовца Шарунаса Бартаса о войне в Донбассе. В нем сыграла французская актриса и певица Ванесса Паради. В октябре прошлого года Госкино заключило контракт о предоставлении финансовой поддержки фильма на 11 млн 480 тыс. грн. До этого проект получил от министерства культуры Литвы и Литовского киноцентра 19 млн 300 тыс. грн.
По сюжету молодому литовскому парню Рокасу выпадает возможность побывать в Украине. Хочет увидеть оккупацию и войну. Едет вместе с гуманитарным конвоем. Знакомится с двумя военными журналистами. Одну из них играет Ванесса Паради. Их путь пролегает через "серую зону", расположенную между сепаратистами и украинской армией. Парень становится свидетелем обстрелов, страданий мирного населения и смертей военных. Образ Рокаса на экране воплотил литовский актер Мантас Янсиаускас. Роль второго военного журналиста исполнил польский актер Анджей Хира.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Дети по звуку научились определять, из какого оружия стреляют
"Интересно было работать с молодыми актерами. Увидеть их реакцию на сегодняшние реалии самопровозглашенной ДНР, которую создали по модели бывшей СССР. Они не помнят жизни в годы Советского Союза - времена дефицита и закрытых границ. Не представляют, как это нельзя поехать в Лондон, когда захотелось вкусного пива, - говорит режиссер Шарунас Бартас.
- В 1940 году Литву оккупировал Советский Союз так же, как сейчас Россия забрала Крым. Сопереживаю Украине. Важно, чтобы о здешних события в Европе говорили не только украинские режиссеры. Это поможет европейским зрителям узнать правду о войне на Донбассе и по-настоящему поверить в это".
В этом году Каннский кинофестиваль отличался повышенными мерами безопасности в связи с терактом в британском Манчестере. 22 мая во результате взрыва на стадионе "Манчестер Арена" во время концерта певицы Арианы Гранде погибли 22 человека и более 120 получили ранения.
Всего в основную конкурсную программу вошли 18 картин. В состав жюри вошли американские актеры Джессика Честейн, Уилл Смит и испанский режиссер Паоло Соррентино. Актриса Ума Турман судила фильмы, представленные в программе "Особый взгляд". Ведущей церемоний открытия и закрытия выбрали Монику Белуччи. Партнером итальянки на стал французский комик Алекс Лутс. Во время первой церемонии они разыграли театрализованную сценку, в финале которой Лутс достался страстный поцелуй от Беллуччи.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Роскошная Моника Белуччи страстно расцеловала коллегу на сцене
Традиционно фестиваль на Лазурном берегу выбирает символ. В этом году им стала итальянская актриса Клаудиа Кардинале. Ее фото 1959 стало основой официального постера. На нем Клаудиа танцует на одной из крыш Рима.
Комментарии