вторник, 30 мая 2017 16:04

"Приз жюри получила античная трагедия, где убивают "священного оленя", - кинокритик о фильмах-событиях Канн-2017

"Приз жюри получила античная трагедия, где убивают "священного оленя", - кинокритик о фильмах-событиях Канн-2017
Каннский кинофестиваль-2017: кинокритик рассказал про фильмы-победители. Фото: Festival de Cannes

На 70 Каннском кинофестивале во Франции "Золотую пальмовую ветвь" получил драматический фильм "Квадрат" шведского режиссера Рубена Эстлунда. Кинокритик Антон Долин поделился впечатлениями от картин, которые отметило жюри.

В начале ленты Эстлунд иронично описывает мир создателей современного искусства. Показывает избыточность внимания к художественным приемам, за которой скрывается отсутствие содержания многих современных произведений. Далее, как и во многих других конкурсных фильмах, действие в "Квадрате" не развивается. Под конец режиссер впадает в крайнее морализаторство, показывая как надо и не надо делать. По этому теряет замысел ироничного отображения современного мира.

По сюжету Кристиан - куратор музея современного искусства увлекается новым проектом. Это инсталляция "Квадрат", которая являет собой представляет очерченную площадь добра, солидарности, равенства и справедливости. Здесь люди получат шанс помочь друг другу, избавиться от главной проблемы времени - изолированности друг от друга. Реальная жизнь вносит свои коррективы в замысел художника. Прямо на "площади справедливости" Кристиана обворовывают. Он высчитывает район в котором может жить вор. Разносит по почтовым ящикам объявление "Я знаю, что ты украл мой телефон" и ждет реакции жителей. В то же время в город приезжает артист перформанса Олег, который также изучает реакции людей. Кристиан приглашает его на открытие своей выставки. Там Олег появляется в роль самца гориллы. Скачет по столам и преследует только тех посетителей, которые от него убегают.

Эстлунд имеет отличную фантазию и мрачный юмор. В этой картине ему удалось создать мир харизматичных деятелей современного искусства. Чего стоит только арт-критик Ани, которая проживает с шимпанзе и представляет это всем знакомым как непрерывный перформанс.

И пара рекламщиков, которые умеют даже с бессмысленной идеи создать видеохит для сети. Или "радикальные" произведения друзей Кристиана - небольшие горки гравия, насыпанные равномерно по периметру комнаты. Это "искусство" случайно втягивает в пылесос уборщик. Охраннику срочно приходится искать на замену дорожный гравий на улице. Но создав этот ироничный мир современного искусства режиссер не знает, что делать с этими персонажами дальше. У него не выходит управлять ими так же остроумно, как создавать.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Голливудские красавицы приберегли лучшие платья на закрытие Каннского фестиваля

Гран-при фестиваля получил фильм "120 ударов в минуту" французского режиссера Робена Кампийо. Действие картины разворачивается в начале 1990-х годов в Париже, когда количество умерших от СПИДа стремительно росло. Активисты на уличных митингах пытаются привлечь внимание к этой проблеме. Еще не опытный волонтер Натан знакомится с одним из лидеров общественного сообщества Шоном. Он - радикал, призывающий бороться с проблемой наиболее решительными методами.

Робен Кампийо стал также автором сценария. Его написал на основе собственных воспоминаний о событиях 1990-х годов во французской столице, когда от СПИДа погибли многие его друзья и знакомые, чью борьбу за жизнь Робен видел собственными глазами. По словам председателя международного жюри 67-летнего Педро Альмодовара, после объявления награды в поддержку этой картины раздавались самые громкие аплодисменты.

Он, как икона сообщества гомосексуалистов, которой непосредственно коснулась проблема поднятая в фильме, просто не мог пройти мимо этой ленты. Я не увидел в ней больше, чем старомодную драму, банальную гомосексуальную историю любви.

Наиболее противоречивым фильмом фестиваля для меня стала лента "Убийство священного оленя" греческого режиссера Йоргоса Лантимоса. Она получила приз в номинации "Лучший сценарий". Лантимос - мастер психологического триллера. Это можно сказать по его предыдущими работами "Клык" и "Лобстер".

Здесь главный герой, которого сыграл Коллин Фаррел, - успешный хирург, муж и отец двоих детей. Во время одной из операции пациент умирает на операционном столе врача. Из-за чувства вины за его смерть, врач начинает больше времени проводить с сыном-подростком. Позже выясняется, что сын также болен и больше не может ходить. Недуг распространяется и на дочь героя. Чтобы разорвать порочный круг смертей хирург решает принести в жертву "священного оленя".

Эта лента - древнегреческая трагедия, снятая на современный манер. На экране сохранена главная идея античного театра Эпидавра о том, что очиститься можно только через страдания. Необходимый эффект создают совершенные интерьеры, в которых блуждают отстраненые герои. Ощущение страшного рока, зависшего над ними, передают обобщенные ракурсы статической камеры. Она тоже как бы замерла от ужаса происходящего.

Еще - одержимость главного героя идеей жертвенности. Дополняет картину сложный звуковой дизайн, в котором величественные мотивы Шуберта переплетаются с неровными хоровыми напевами. Во время просмотра фильм смешит и вызывает чувство отвращения. А ближе к финалу - настоящего ужаса.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Фильмы с фестиваля сразу попадут в интернет" - кинокритик о Каннах

Приз за режиссуру получила американка София Коппола за фильм "Роковой соблазн". По сюжету спокойную размеренную жизнь трех блондинок в женском пансионе нарушает раненый американский солдат. Невинная помощь переворачивает идеальный мир женщин. Появление мужчины знакомит их с чувствами влюбленности, зависти, разочарования и обиды. А также явлениями соперничества, предательства и даже убийства. Драма снята по мотивам готического романа Томаса Куллинана.

Наиболее чувствительным фильмом фестиваля можно назвать французскую документальную ленту "Напалм" Клода Ланцманна, снятую в Северной Корее. Рассказывает о мимолетной влюбленности режиссера в 1958 году.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Первые результаты Каннского фестиваля-2017: какие ленты отметили

В конце 1950-х Ланцманн впервые оказался в Северной Корее как член делегации французских коммунистов. Шестьдесят лет спустя вернулся туда, с невероятным трудом получив разрешение на съемки фильма.

Официально считалось, что картина будет посвящена успехам северокорейского боевого искусства тхэквондо. И у режиссера была другая задача - вспомнить и рассказать о невероятной встрече и влюбленности в корейскую медсестру. Ее в те давние годы встретил в Пхеньяне. Они провели вместе лишь несколько часов и запомнили их на всю жизнь.

Фильм составляют две неравные части. Первая - съемки современного Пхеньяна, сделанные из окна автомобиля полупиратским методом. Это короткая видеоэкскурсия в Музей вооруженных сил, обязательное паломничество к гигантскому монументу вождей государства и показ лучших спортивных залов тхэквондо. Вторая - монолог Ланцманна перед камерой, где он рассказывает пронзительную и удивительную историю своей мимолетной любви. Лента оставляет впечатление глубокого и сложного, несмотря на кажущуюся простоту и прямолинейность, исследования того, как политическая и социальная части жизни в тоталитарном государстве ломают и искажают личную.

Картина не участвовала в основном конкурсе фестиваля. Ибо кто осмелится тягаться с метром документального жанра? Ланцманн известный на весь мир своей 10-часовой монументальной эпопеей "Шоа" о массовом истреблении евреев Европы в нацистских концлагерях.

В рамках основной конкурсной программы фестиваля также показали фильм "Кроткая" украинского режиссера Сергея Лозницы. Его сняли по мотивам одноименного рассказа Федора Достоевского написанного в 1869 году. Это копродукция кинокомпании Франции, Германии, Нидерландов, Латвии и Литвы. В фильме снялись российские актеры Лия Ахеджакова, Василиса Маковцева, Дмитрий Быковский и литовский актер Валериус Андрюта.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Николь Кидман покорила кинофестиваль сказочными образами

По сюжету оригинальной новеллы девушка выходит замуж за нелюбимого - ростовщика. Хочет убить его, но решает терпеть и молчать. Он сначала думает, что женился из жалости к бедовой девушке. Затем клянется ей в любви и просит ответить ему тем же. Жена совершает самоубийство.

"Кроткая" не получила призов и зрители на показе встретили фильм неоднозначно. Но без сомнения, эта бескомпромиссная картина стала одним из главных событий Каннского кинофестиваля. От оригинальной новеллы в фильме остались только главные образы. Муж героини сидит в тюрьме, она посылает ему бандероли. Последняя возвращается обратно. Причина неизвестна. Единственная возможность выяснить это - поехать в захолустный городок в Сибири, где стоит тюрьма. Образ мужчины-тирана воплотился в несокрушимой бюрократической системе, которая заставляет скитаться женщину по вокзалам, справочным бюро, отделениям полиции.

В течение всего фильма зрителя не покидает ощущение, что с героиней вот-вот произойдет что-то ужасное — как минимум побьют или обворуют. Но самым большим кошмаром становится само ожидание этого момента. В конце концов в тюрьме, вместо обещанной встречи с мужем, женщину насилуют.

Поверхностный зритель скажет, что это очередной фильм-чернуха о вечном русском "дураках и дорогах". Но это не так. Картина Лозницы насыщена большим количеством ссылок на классическую литературу - Кафки, Достоевского и Гоголя.

Картины этого режиссера в основной программе Канн не впервые. В 2010 году за главный приз соревновался его фильм "Счастье мое". В 2012 году - лента "В тумане", которая получила награду кинокритиков. Немалый ажиотаж Каннского фестиваля вызвала его документальная картина "Майдан" 2014 года.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ванесса Паради прилетела на съемки в Днепр

Еще одна лента из программы фестиваля, в создании которой приняла участие Украины - это "Иней" литовца Шарунаса Бартаса о войне в Донбассе. В нем сыграла французская актриса и певица Ванесса Паради. В октябре прошлого года Госкино заключило контракт о предоставлении финансовой поддержки фильма на 11 млн 480 тыс. грн. До этого проект получил от министерства культуры Литвы и Литовского киноцентра 19 млн 300 тыс. грн.

По сюжету молодому литовскому парню Рокасу выпадает возможность побывать в Украине. Хочет увидеть оккупацию и войну. Едет вместе с гуманитарным конвоем. Знакомится с двумя военными журналистами. Одну из них играет Ванесса Паради. Их путь пролегает через "серую зону", расположенную между сепаратистами и украинской армией. Парень становится свидетелем обстрелов, страданий мирного населения и смертей военных. Образ Рокаса на экране воплотил литовский актер Мантас Янсиаускас. Роль второго военного журналиста исполнил польский актер Анджей Хира.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Дети по звуку научились определять, из какого оружия стреляют

"Интересно было работать с молодыми актерами. Увидеть их реакцию на сегодняшние реалии самопровозглашенной ДНР, которую создали по модели бывшей СССР. Они не помнят жизни в годы Советского Союза - времена дефицита и закрытых границ. Не представляют, как это нельзя поехать в Лондон, когда захотелось вкусного пива, - говорит режиссер Шарунас Бартас.

- В 1940 году Литву оккупировал Советский Союз так же, как сейчас Россия забрала Крым. Сопереживаю Украине. Важно, чтобы о здешних события в Европе говорили не только украинские режиссеры. Это поможет европейским зрителям узнать правду о войне на Донбассе и по-настоящему поверить в это".

В этом году Каннский кинофестиваль отличался повышенными мерами безопасности в связи с терактом в британском Манчестере. 22 мая во результате взрыва на стадионе "Манчестер Арена" во время концерта певицы Арианы Гранде погибли 22 человека и более 120 получили ранения.

Всего в основную конкурсную программу вошли 18 картин. В состав жюри вошли американские актеры Джессика Честейн, Уилл Смит и испанский режиссер Паоло Соррентино. Актриса Ума Турман судила фильмы, представленные в программе "Особый взгляд". Ведущей церемоний открытия и закрытия выбрали Монику Белуччи. Партнером итальянки на стал французский комик Алекс Лутс. Во время первой церемонии они разыграли театрализованную сценку, в финале которой Лутс достался страстный поцелуй от Беллуччи.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Роскошная Моника Белуччи страстно расцеловала коллегу на сцене

Традиционно фестиваль на Лазурном берегу выбирает символ. В этом году им стала итальянская актриса Клаудиа Кардинале. Ее фото 1959 стало основой официального постера. На нем Клаудиа танцует на одной из крыш Рима.

Сейчас вы читаете новость «"Приз жюри получила античная трагедия, где убивают "священного оленя", - кинокритик о фильмах-событиях Канн-2017». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі