"Образы эти не радуют меня, не вызывают вдохновения, а пугают, ужасают и преследуют наяву и во сне. Чувствую полную невозможность воспроизвести музыкально "Конфетное царство", - писал о работе над вторым актом балета "Щелкунчик" композитор Петр Чайковский.
18 декабря 1892 года в Санкт-Петербурге, тогдашней столице Российской империи, состоялась премьера балета Петра Чайковского "Щелкунчик". Постановку Льва Иванова на либретто Мариуса Петипа показали в Мариинском театре.
Классик русской музыки Петр Чайковский происходил из украинского рода Чаек. Прадед композитора, Федор Афанасьевич Чайка, в ранге казацкого сотника принимал участие в битве под Полтавой. Его сын Петр родился на Полтавщине. Учась в Киево-Могилянской академии, принял фамилию Чайковский. К роду Чайковских принадлежал и поэт Евгений Гребенка, автор романса "Очи черные".
В основе сюжета "Щелкунчика" - сказка немецкого писателя Эрнста Амадея Гофмана "Щелкунчик и мышиный король". 1844-го на французский ее перевел Александр Дюма. По сути, создал свою версию. Этот вариант нашел директор российских императорских театров Иван Всеволожский. Он тщательно просматривал много материалов, которые можно было бы использовать для постановки. История девочки и куклы-щелкунчика заинтересовала его.
"Когда мы уже изучили танцы галоп и гросфатер, нам раздали детские музыкальные игрушки - трубы, свистульки, "кукушки". Сказали по команде играть на инструментах. Ничего не получалось, сколько мы не тренировались. На одной из репетиций сидел одетый в светлый костюм человек. Они живо обсуждали действие на сцене. После неудовлетворительной репетиции, нам разрешили играть, кто как может. Затем мы узнали - господин в костюме - композитор Чайковский. После премьеры он всем актерам прислал большую коробку конфет", - вспоминал в 1940-м участник первой постановки "Щелкунчика", режиссер балета ленинградского театра имени Кирова Иван Иванов.
18 декабря 1892-го вместе с "Щелкунчиком" в "Мариинке" также впервые показали другое большое произведение Петра Чайковского - оперу "Иоланта".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Киевской оперетте пытались украинизировать российскую армию
"Щелкунчик" считают русской классикой, хотя, в отличие от других балетов композитора - "Лебединого озера" и "Спящей красавицы", он не имеет канонической хореографии. Первая постановка Иванова на сцене Мариинского театра не сохранилась.
В разных редакциях имена главной героини - Мари или Клара. В оригинальном произведении Гофмана ее зовут Марихен. Мари - имя с французского перевода сказки. А Клара - это любимая кукла девочки.
В России с началом Первой мировой балет руссифицировался. Главная героиня стала Машей. Ее брат Фриц - Мишей. Но в некоторых постановках Фриц остался непереименован, поскольку он - символ чужого Запада. В 1914 году россияне изменили немецкоязычное название своей столицы Санкт-Петербург на славянское Петроград. При советской власти праздник Рождества в балете "Щелкунчик" заменили на Новый год.
Комментарии