Поэт Олег Лышега показал, как, будучи очень деликатным человеком, можно сопротивляться, - считает поэтесса и переводчица Екатерина Девдера. В интервью журналу "Країна" она поделилась десятью книгами, которые считает любимыми.
"По сути Олег Лышега - поэт одной книги. В 1989 году выходит его книга" Великий мост ". Затем в следующих переизданиях он просто ее совершенствует и расширяет меняя название. Какую бы из его книг мы не взяли, там будет то же ядро, потому что это книга его жизни. и это классный подход: Лышега очень осторожно относится к словам и всю жизнь их шлифует.
Я не являюсь человеком, который пойдет на баррикады, во мне этого нет. Однако я не хочу чувствовать себя тряпкой. Образ Лышеги мне близок - это человек, который является очень деликатным, но которая может оказать сопротивление", - отметила Екатерина Девдера.
"Лышега был другом Григория Чубая во Львове. В 1971 году КГБ находит их художественный альманах "Скриня", и его и других людей исключают из университета и различными способами наказывают. Лышегу отправляют сначала в Подмосковье, потом в Бурятию. Когда вернулся, работал в Киеве художником-декоратором Голосеевского парка, был декоратором на киностудии в Лавре. Лышега пишет такие стихи, как будто Советского Союза вообще не существует.
Первый его цикл "Зима в Тысменице" - о его детстве. Тысменица была когда-то таким же известным городом, как Ивано-Франковск. Славилась мастерами, которые делали шубы. Тысменица Лышеги - это заснеженный городок, где охотники возвращаются из леса, где пахнет выделкой шкур. Это все можно представлять, как полотна Брейгеля. Стихи его - как песни Сковороды. Они очень статичны.
Но потом он переезжает в Киев, и тут появляется другая стилистика, другой мир. Здесь он пишет длинные стихи, и признается, что хочет писать стихи на больших белых стенах Лавры, как на свитках.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Литературно-художественное периодику ХХ века перевели в цифру
Лышега магическим образом сочетает мифичность и реальную действительность. Когда я впервые прочитала его стихотворение "Лебедь", представила, что кто-то берет тебя за руку в начале лета и ведет в сосновый лес. Вы идете под полной луной, виды меняются, и вдруг вы уже не в лесу, а на берегу Балтийского моря, где лебедь трепещет крыльями, и ты видишь эти брызги воды. Лышега показывает ряд картин, как кадры из фильмов, и их можно смотреть ".
Интервью с Екатериной Девдерой читайте в журнале "Країна".
В 2018 году Екатерина Девдера защитила диссертацию об Олеге Лышеге: "Литературное творчество Олега Лышеги: интерпретация, контекст, рецепция".
Комментарии