В Киеве после продолжительной болезни ушел из жизни выдающийся фотограф Виктор Марущенко. Вспоминаем его наиболее знаковые фотографии и высказывания про Киев, Чернобыль, профессию и будущее.
Если честно, все в этой профессии я делал из эгоистических побуждений. Начал заниматься фотографией, чтобы не ходить на работу к 9 утра. Говоришь: "Я пошёл снимать". Тебя три дня нет. Потом приносишь три фотографии, которые снял за полчаса.
Я часто отговариваю людей заниматься фотографией для заработка. Объясняю, что это сложно и получится не сразу и не у всех. А если и выйдет, то есть риск перестать мыслить творчески в погоне за заработком. Многие бросают фотографию. Я этому очень рад. Они продолжают снимать на телефон семью, но амбиции у них исчезают.
Самые лучшие фотографии я сделал, когда был бухой. Появляется такой кураж! Я пил с теми, кого снимал, а снимал только тех, с кем дружил. Много хороших идей рождаются под легким кайфом. Потом, конечно, на трезвую, они могут оказаться нереализуемыми.
Современная фотография - это картинка плюс ваше высказывание. Потому что хороших фотографий сегодня делают очень много, но они уже не работают сами по себе. Вот поэтому очень важно, что ты хочешь сказать.
Надо как-то воспитать у людей уважение к фотографии как к художественному произведению. Надо запустить сюда знания. Образование нужно. Видите, мы пока не можем переварить квадрат Малевича. Хотя там надо страницу прочитать, а то и целую книгу. А какая реакция у нас? "Это же каждый дурак может нарисовать".
Я много лет живу на две страны. Вожу в Европу экскурсии, чтобы показывать украинцам, что там происходит. Поэтому, думаю, моя роль — быть проводником в этом мире для всех желающих; подключать тех, кому это интересно, к международному контексту.
В середине 1990-х в выходные дни стали перекрывать Крещатик. В этом снимке есть атмосфера момента: всеобщее веселье, ларьки торгуют на разлив палёной водкой. В этой стране надо быть пьяным постоянно, иначе все будет мрачно.
Я обратил внимание на то, как изменились некоторые спальные районы. Например, Троещина, некогда люмпенский район. В нем жили люди, приехавшие когда-то из села и создавшие там свою субкультуру. Семечки и т.п. Они узнавались с первого взгляда. Сейчас же там довольно много новых дорогих домов, возле которых стоят дорогие авто.
Самый эффективный украинский инвестор - это украинский народ. Именно за счёт его рабского труда живёт Украина.
Я работал на компанию Кучмы в качестве личного фотографа. Но врачей интереснее фотографировать, чем политиков. От врачей хоть польза какая-то была. Можно было договориться маму отвести на консультацию.
Чернобыль – мрачное впечатление осталось от всего. От первых дней, когда мы приехали в пионерлагерь. Сидели в столовой. Там стояла такая тишина. Муху слышно было. Все вокруг физики-ядерщики. Все понимали, какую дозу хапанули.
Когда пересматриваешь снимки Майдана, особенно моменты противостояния, вспоминается фраза Роберта Капы: "Если ваши фотографии недостаточно хороши — значит, вы были недостаточно близко". Многие наши фотографы, снимая Майдан, подходили очень близко. Рисковали жизнью. Проявляли мужество и гражданскую позицию. Майдан прекрасно сняли. Но дальше войну не снимают. И дело не в том, что наши фотографы не могут этого сделать,. Дело в отсутствии социального заказа.
Наша страна действительно системно не архивирует прошлого. У нас, если фотограф умер, считай, архив пропал. А во всем мире, если фотограф умер, открывается музей или фонд. Вопрос архива вообще очень важен. Как человек, много снявший за свою карьеру на социальную тематику, я очень остро это переживаю. К счастью, у меня есть Facebook. Это фактически семейный альбом.
Виктор Марущенко более 40 лет посвятил фотографии. Участвовал в около 70 выставках Швейцарии, Канады, Германии, Франции, США, Бразилии, Испании, Литвы. Жил в Киеве, Берлине и Швейцарии. Самые известные серии фото - "Украина после Чернобыля" о катастрофе на ЧАЭС и "Донбасс - страна мечты" о нелегальной добыче угля.
Комментарии