Бывший художественный руководитель балетной труппы национальной оперы 34-летний Денис Матвиенко, который входит в десятку лучших танцовщиков мира, единственный в мире обладатель 4-х гран-при престижных балетных конкурсов мира, смещен с должности. Денис заявляет, что оставаться в театре за нынешнего генерального руководства он не может.
- Как узнали о том, что больше вы не управляете балетной труппой?
- Узнал случайно и недавно. 12 ноября генеральный директор сам пригласил меня в кабинет, чтобы я написал заявление, чтобы вступить в должность. Мое заявление положили в стол, не подписали. А о том, что я не руководитель узнал из уст руководителя отдела кадров Людмилы Мавленко, когда в очередной раз требовал повышения зарплат для артистов. Я говорил, что это мой долг. Она ответила мне: "Не ваш, потому что вы никто. Тогда я все узнал".
Дней 10 назад, когда я был на гастролях в Лондоне, мое имя удалили с сайта Национальной оперы как руководителя балетной труппы. Я бы понял, если бы генеральный директор пригласил меня к себе в кабинет и сообщил о своем решении лично. В течение гастролей я выписывал и репертуар, и состав, и подписывал заявления. Оказывается, я многое делал без оснований на эту работу. Я хотел вывести украинский балет на мировой уровень. Потому что люди у нас талантливые. Сейчас остается только собрать чемоданчики и тихо уехать отсюда. Так делали в течение 20 лет крупные украинские танцоры, которые сейчас танцуют на первых сценах мира. В данной ситуации - я не хочу. А во-вторых, не могу позволить себе молча развернуться и уехать.
Многие поверили в мне, и я был бы нечестным с ними, если бы просто так исчез из их поля зрения. Во-вторых, считаю, что моя персона довольно известная в балетном мире. Я когда заступал на должность, в устном и письменном виде расписал всю стратегию развития балетного искусства Украины - как нужно вывести наш балет на мировой уровень. Мировые премьеры, повышение профессионального уровня артистов. Все за эти полтора года было сделано. Полные залы театра сейчас на любые проекты, независимо от цен на билеты. К тому же мировые звезды приезжали на наши представления.
- Что вы собираетесь делать в этой ситуации?
- Хочу привлечь внимание к людям, которые руководят театром на протяжении многих десятилетий. В частности это генеральный директор Петр Яковлевич Чуприна и начальник отдела кадров Людмила Мавленко, и те люди, которыми он себя окружил. Такие люди не только не способствуют развитию балетного искусства, они, на мой взгляд, отравляют его. Я терпел их. Надеялся, за полтора года они сумеют понять меня. Больше я не в состоянии это терпеть. Я человек творческий. Я сюда пришел не для того, чтобы сидеть в кресле. Мне это не нужно.
- Хлопать дверью вы не будете? Останетесь солистом?
- Кто-то говорил: "Если я уйду из Мариинского театра, хлопну дверью так, что окна повылетают". Был бы смысл - я бы хлопнул. Для меня был смысл выходить на сцену как вожак, мне было важно показать пример работы людям. Свой пример я мог бы закрепить своим руководством. Сейчас я не вижу смысла пребывания своего в театре в любой роли, пока театром руководят эти люди.
- Почему вас уволили? Завидовали вашей зарплате? Вы, по их мнению, плохо работаете?
- За полтора года, если говорить о финансах, это для меня глубокий минус. Моя жена Анастасия называет это "хобби-ленд". Не буду скрывать: то, что я здесь зарабатываю за месяц - мне достаточно сделать хоть один шаг в Россию, и я получу эти деньги. А здесь я работал по 16 часов в день - как репетитор, артист, свет ставил. Я творческий человек. И довольно амбициозный. То, что происходит в театре последние 20 лет - это не уровень первого театра страны.
Относительно профессионального уровня, наверное, я настолько хорош для них, что не подхожу. Если бы у меня не получилось, я бы их, наверное, устроил. Я за полтора года сталкивался со многими подводными течениями. Я жил мифическими иллюзиями все это время, думал, что можно как-то достучаться и открыть глаза генеральному руководству. Мне не удалось, и мои мифические иллюзии растворились.
Когда я увидел, что моя фамилия снята, я пошел на прием к генеральному директору. В кабинете его не было, и в течение недели он не появлялся. Мне не с кем было поговорить. Меня просто взяли и вычеркнули. Два телеканала написали официальный запрос в отдел кадров по поводу должности Дениса Матвиенко. Официальный ответ был - что никогда Денис Матвиенко не был художественным руководителем. Трудовая - в отделе кадров. Надо посмотреть, что в ней записано. У меня нет цели занять кресло и никогда ее не было. Я хочу привлечь внимание к ситуации в нашем театре. Мое присутствие в любой роли здесь, пока эти люди руководят театром, невозможно. Я требую, чтобы уволили это руководство.
- Художественным руководителем назначили Анико Рехвиашвили. Как оцените ее как специалиста?
- Это человек не бездарный. Суть не в ней и не во мне. Я могу пожелать ей удачи, и я знаю, что она столкнется с выбором. Если сделает такой, как сделал я, ее не будет в этом театре. Если выбор ее будет таким, как захочет руководство, - делать средние постановки, а не бомбу, - она ??останется и будет процветать. Она ставила интересные балеты в нашем театре, "Венский вальс" идет в ее постановке. Она преподает современный танец у Поплавского. Но я не уверен, что у нее есть такая возможность вывести украинский балет на мировой уровень, как у меня, если уж сравнивать. Когда 13 лет назад я уехал отсюда, я танцевал на первых площадках мира. И я получил опыт. У меня есть возможность пригласить по звонку любого на нашу сцену.
- Может, вы перекрывали кому-то нечестные финансовые схемы?
- У меня была задача чисто творческая. Единственное, что связывало деньги и меня - это оплата труда артистов. Поэтому у меня часто были скандалы с руководителем отдела кадров и зарубежных связей. Часто артистов просто обманывали, не выплачивали заработанное. На всем экономили. Для артиста 10 евро - это деньги. А когда недоплачивают 10-ти артистам, это уже сумма. Я защищал артистов. К тому же я считаю, что в нашем театре много лишних людей, которые просто получают зарплату и ничего не делают. Я не раз предлагал генеральному директору освободить эти ставки, и на них приглашать педагогов из-за рубежа, которые подняли бы наш уровень. На сумму зарплаты, которую лишние балетмейстеры получают за год, мы могли бы сделать один хороший балет.
Комментарии
5