суббота, 28 октября 2017 16:55

Мертвые животные и вырезанные лица: 7 трендов советской фотографии
7

Кураторы Екатерина Радченко и Ерья Сало выдали фотокнигу "Фотографии рассказывают" о визуальные символы в семейных фотографиях, исторические связи и влияния моды. Екатерина рассказала о 7 трендов советской фотографии за период с 1930-х до 1980-х годов.

Уничтоженые лица

Запрещенные фото, которые возникли принудительно. Это период репрессий в 1930-х годах. В это время люди начинают зарисовывать, вырезать или выжигать лица на фото своих родственников или знакомых. Такие фото встречаются в архивах и в семейных альбомах. Испорченное изображение - визуальный доказательство того, что человек, или целая семья имела связь с репресоваными людьми. Так они пытались уничтожить доказательства причастности, чтобы не быть следующими арестованными. Иногда сжигали полностью фото. Те, что поврежденные частично говорят об эмоциональной привязанности к человеку на изображении. Хотя лицо его уже не видно, но его образ хотели оставить. Позже эта тенденция перебралась в более спокойные времена в быт. Когда пары расходились, или разрушались семьи на общих фото тоже вырезали лицо человека, которого хотели забыть. Некий физический акт забывания.

Автор: LiveJournal
  Испорченное изображение - визуальный доказательство того, что человек, или целая семья имела связь с репресоваными людьми
Испорченное изображение - визуальный доказательство того, что человек, или целая семья имела связь с репресоваными людьми

Разрисованные фото

Фотографии начали разрисовывать в XIX веке, но активное раскрашивание фотографий приходится именно на советский период. Процесс раскрашивания на нашей территории назывался "лурики", а люди, которые это делали - "лурьйовщики". В Украине центром художественной ретуши был Харьков. Туда переехал фотограф с латвийской Риги Яков Данилевский. Чтобы угодить клиенту, фотомастер часто подправлял снимки, прибегая к услугам ретушером. Ретушь бывала двух категорий. Техническая - осуществлялась на негативе при помощи туши и пластика. Художественная - более тонкая. Применяли карандаши, кисти, тушь, акварель или пастель, так что нередко снимок сильно менялся. . Некоторые ретушеры достигали уровня, который можно было сравнить с работами настоящих художников. Тогда могли по праву подписывать раскрашенные снимки своими именами. Тенденцию подхватили в малых городах и селах. Люди хотели добавить к своим фото красок. "Лурьйовщики" ездили и предлагали добавить до старых фото художественной ретуши. Иногда заказчики просили дорисовать новые элементы к изображению. Например сделать так, что человек стоит не на поле, а у озера. Или же скачет на лошади, а не стоит в фотостудии. Это был период 1960-х годов. Это стало финансово доступным. Мода распространилась, и со временем люди начали самостоятельно разрисовывать свои фото.

Автор: ART1.ru
   Процесс раскрашивания на нашей территории назывался "лурики"
Процесс раскрашивания на нашей территории назывался "лурики"

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Украинские вывески и базарная торговля - Киев 1970-х глазами туристов из США

Фотографии на фоне ковров

Эти фото относятся к категории съемок на определенном фоне. Все началось с портретокабин, когда создавались декорации, на фоне которых фотографировались люди. Распространение популярности ковра идет из Азии. В советское время он был символом достатка, который могла себе позволить не каждая семья. Выполнял две функции. Первая - обогрева помещения. Вторая - его украшение. Самые красивые вешались на стену - чтобы сохранить как можно дольше. Так он становился центральным объектом комнаты. Все важнейшие семейные события советского человека, которые хотелось оставить в памяти, происходили на его фоне.

Автор: baikal-info.ru
  Ковер становился центральным объектом комнаты
Ковер становился центральным объектом комнаты

Фото с символами достатка

Как только появилась фотография, у людей возникло желание не только запомнить определенный момент, но и владеть им. Когда советские люди впервые получили возможность побывать за границей первые фото, которые делают - на фоне архитектурных сооружений. Например Э́йфелевой башни, или Колизея. Прежде всего - хотят запомнить этот момент, а второе - почувствовать, что хотя бы на фото они обладают чем-то недостижимым. Но на картинке люди стоят смирно, не улыбаются. Главная цель - зафиксировать себя здесь и сейчас. В период дефицита возникают новые вещи: джинсы, магнитофоны, мотоциклы. Те вещи, которые формируют образ успешного человека. Если в XIX веке фотографировались с велосипедами, то в конце 1980-х фотографируются с мотоциклами, или с большими магнитолами, которые висят на шее. Тенденция популярна до сих пор, когда мужчины фотографируются на фоне дорогих, часто чужих машин, а девушки с цветами, как символами определенного успеха.

Автор: colta.ru
  В период дефицита возникают новые вещи: джинсы, магнитофоны, мотоциклы
В период дефицита возникают новые вещи: джинсы, магнитофоны, мотоциклы

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как выглядел Киев в 1985 году - фото

Групповой портрет

В советские времена групповой портрет служил для формирования идеологии. В этот период делали много фотографий на фоне памятников. На таких фото столько людей, что иногда нельзя разглядеть не только лицо, но и фигуру - по 50 100 человек. Важным объектом становится не человек, а пропорция в соответствии с памятником. Люди воспринимаются в первую очередь как коллектив, было частью идеологии коллективизации. Тогда и началась мода во время конференций, съездов, свадеб обязательно вместе фотаграфуваться на фоне условного Ленина. За счет различных размеров человека и памятника показывали важность политического влияния за спиной, который является более весомым, чем человек в кадре. Фотографии одного человека были крайне редкими и находилсь этот человек преимущественно дома.

Автор: fotoestet.com
  Групповой портрет служил для формирования идеологии
Групповой портрет служил для формирования идеологии

Живая архитектура

На фото из человеческих тел формировали определенную конструкцию или архитектурное сооружение. Распространилось это в 1920-1930 годы. Примером является фото из детских лагерей и школ. Дети делали из тел звездочки, акробатические структуры, серп и молот - идеологические символы. Так пытались заложить мнение, что здоровое тело основа сильного государства. Тело было инструментом манипуляции, а групповые акробатические структуры должны были формировать символы власти. Позже люди начали это делать и вне учреждений, во время своего отдыха.

Автор: Маленькие истории
  На фото из человеческих тел формировали определенную конструкцию или архитектурное сооружение
На фото из человеческих тел формировали определенную конструкцию или архитектурное сооружение

Фото с мертвыми животными

Таксидермия была научным изобретением и в первую очередь была интересна, как предмет исследований. Фотографировали их исключительно для научных целей. Но впоследствии начали создавать чучела и выставлять их в зоопарках и зонах отдыха. Это стало элементом развлечения, как сейчас фото с голубями на Крещатике. Фотографы любили снимать чучела, потому что они не двигались и фото не смазывались. Удобнее было взять чучело медведя, чем использовать живого.

Автор: Arzamas
  Удобнее было взять чучело, чем использовать живое животное
Удобнее было взять чучело, чем использовать живое животное

В 1947 году в СССР выпустили фотоальбом "Благосостояние детей Советского Союза". Подборка включала в себя фото из детсадов, школ, лагерей и парадов. Альбом должен был доказать миру, что в СССР лучше всех заботятся о детях.

Сейчас вы читаете новость «Мертвые животные и вырезанные лица: 7 трендов советской фотографии». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі