Ексклюзивы
суббота, 06 июня 2020 05:06

Кира Муратова била директора фестиваля сумочкой по лицу
8

6 июня 2018-го после тяжелой онкологической болезни на 84-м году скончалась народная артистка Украины и украинский режиссер Кира Муратова.

Она имела глаукому, ей должны были делать операцию на глазах. Но врачи отказались оперировать. Сказали, что может не выдержать наркоза, потому что с сердцем не все в порядке. Страдания были невыносимыми настолько, что Кира Георгиевна молила об эвтаназии. Многие хотели ей помочь, собирали деньги. Но муж Муратовой - Евгений Голубенко - их не принял. "Кира бы не позволила".

Ее похоронили на Новоместском кладбище в Одессе. Церемония была непубличной. При жизни режиссер завещала, чтобы в последний путь ее проводили близкие. Тело кремировали.

Муратова сняла 20 картин. Самые известные - "Короткие встречи", "Долгие проводы", "Астенический синдром", "Чеховские мотивы", "Мелодия для шарманки". Последний ее фильм "Вечное возвращение" вышел на экраны в 2012-м.

Ни один фильм не вышел в широкий прокат.

Кира Муратова (девичья фамилия Короткова. - ГПУ) родилась в городе Сороки на территории тогдашнего Королевства Румынии, ныне - Молдова. Отец Георгий Коротков был русский, мать Наталья Скурту имела еврейское происхождение. В начале 1950-х Муратова переехала в Москву, получила советское гражданство. Окончила филологический факультет Московского университета и режиссерский факультет Всероссийского института кинематографии. С 1961 года жила и работала в Одессе. Очень любила этот город.

Как-то написала: "Люблю Одессу, как больной любит свою болячку. Особенно когда глубокой ночью на краю стены на 25-м этаже светится единственное окно. Там в небе кто-то не спит".

Однажды в Муратовой спросили, можно ли ее считать украинским режиссером, - рассказывал Андрей Халпахчи, директор кинофестиваля "Молодость". - Ответ был категоричен. Неукраинским режиссером ее можно назвать лишь в одном случае: если Одесса - это не Украина. Муратова родилась в Румынии, но стала настоящей одесситкой. Даже язык ее фильмов имеет одесскую манеру. У нее часто играли российские актеры - Рената Литвинова, Олег Табаков. Кто знает, пригласила бы ли она их после начала российской агрессии. Свой последний фильм сняла до войны, после ее начала заняла проукраинскую позицию.

Муратова ни под кого не подстраивалась, имела внутренний стержень.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ни один фильм Киры Муратовой не вышел в широкий прокат

Однажды вошла в состав жюри на Венецианском кинофестивале. Директор начал давить, навязывать судьям решения. Тогда шведская продюсер схватила этого директора, а Муратова начала бить его сумочкой по лицу. Более директор не вмешивался, решение приняли самостоятельно. Этот крепкий характер ощущается в фильмах Муратовой. Даже когда снимала о внутреннем мире человека, показывала абсурдность жизни самой страны. Из-за этого ее запрещала советская цензура. Если бы дали возможность свободно творить, сняла бы намного больше.

"Кира не шла на компромиссы ни с советским руководством, ни с продюсерами, - рассказывал режиссер Геннадий Карюк. - Ее фильм" Долгие проводы "советское руководство пыталось сократить. Муратова застала сценаристку картины в монтажной, когда та пыталась вырезать из фильма некоторые эпизоды. "Как ты смеешь! - закричала. - Здесь каждый кадр - искусство!"

На вопрос, что движет ею при поиске сюжетов, отвечала: "Ужас. А вдруг я ничего не придумаю, и будет скучно". - "Как вы находите деньги на картины?" - "Трудно очень. Нет смысла об этом говорить. Отчаиваюсь". Она считала, что "без мании величия в режиссуре делать нечего", а "искусство - это золотые таблетки, необходимые нам, жаждущим, все подсластить".

"Она прошла через ад советской цензуры, - вспоминал российский кинокритик Антон Долин. - Фильмы, которые она сняла, запрещали, перемонтировали без ее ведома. Муратова снимала с титров имя, заменяла его протестующим "Иваном Сидоровым". Стала более популярной во времена перестройки, но потом снова пошла в творческое подполье".

В 2015 году Кира Муратова объявила о завершении режиссерской карьеры.

"Здоровье мое ушло, и этой работе я больше не могу в таких условиях предаваться. Я ее очень люблю, но это тяжелый физический труд… Особенно после "Мелодии для шарманки", которую мы снимали ночью, зимой, с детьми. Это было так разрушительно для организма, что я еще тогда решила: заканчиваю".

А в 2017-м ее пригласили в состав Американской киноакадемии, которая определяет обладателей премии "Оскар".

Муратова имела проукраинскую позицию. Поддерживала Революцию достоинства, украинизацию кинематографа. Выступала против российской агрессии.

"Я вообще не понимаю, как это можно в XXI веке убивать друг друга. Это должно быть запрещено, как людоедство. Хотя людоедство я еще как-то могу понять, потому что голодные люди едят как животные. Но война - это отвратительная вещь. Ни ради каких -то территорий, даже если ты назовешь эту территорию родиной, мы не имеем права убивать друг друга".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: У Киры Муратовой остановилось сердце

Дважды выходила замуж. С первым мужем режиссером Александром Муратовым прожила в браке 10 лет. Имели дочь Марианну. Она трагически погибла. Второй раз Муратова вышла замуж за одесского художника, сценариста Евгения Голубенко. Вместе жили последние 40 лет.

* * *

Носила шляпы, а на съемках - кепку с козырьком. Курила сигареты с ментолом. Иронически-враждебно относилась к феминизму: "Но мы ведь живем при патриархате!"

Любимый режиссер - Чарли Чаплин, из современников - Аки Каурисмяки. Не любила Чехова - за унылость. Любила Достоевского, Маканина, Петрушевскую. С Петрушевской познакомилась и даже подружилась, но потом по какой-то причине разошлась.

Неплохо пола. Перед началом съемок "Трех историй", когда на них наконец нашлись деньги, шла по коридору Одесской студии и пела от радости.

Готовить не любила, но хорошо пекла пироги и великолепно заваривала чай, хотя предпочитает кофе. Больше всего на свете любила снимать кино.

Про Одессу

"Приехала я в Одессу — нравится она мне, не нравится — я стала ее рассматривать, пытаться понять, раскусить. В Одессе часто бывает — встретят на улице, узнают: "Ой, мы вас так любим!" Я их спрашиваю: "А вы какой мой фильм смотрели?" Молчание. У них же убеждение, что в Одессе все рождаются талантливыми, а потом отсюда разъезжаются. Их не интересует собственно существо, произносят какие-то дежурные слова. Я от этого зверею внутренне. Говорю: "Спасибо, до свидания". Бывает, женщины руки целуют. Когда целуют мужчины — это как бы ничего. Но есть такие восторженные дамы, которые хотят что-то выразить, но не умеют, а оттого повторяют: "Боже, ну как мне нравится!" Да я уже поняла, что вам нравится, может быть, вы хотите что-то уточнить? А они опять: "Ну мне очень нравится!" И ты думаешь: ну хватит, что ты пристала. А вот когда человеку нравится и он тебя понимает — это приятно, если недолго. Ругайте недолго, хвалите недолго. Что-то интересное скажите, а так — что повторять?"

5 фильмов Муратовой

Короткие встречи

Мелодрама о своеобразном любовном треугольнике (1967) пролежала на полке двадцать лет. Владимир Высоцкий играет геолога Максима, у которого есть любимая жена и работа. Однажды он знакомится с Надей (для Нины Руслановой это была первая роль в кино), работницей в чайной. Девушка влюбляется в Максима, приезжает к нему домой и знакомится с его женой Валентиной Ивановной в исполнении Киры Муратовой. Чтобы быть рядом с любимым, Надя устраивается в эту семью домработницей, однако вскоре понимает, что она не должна мешать их жизни.

Долгие проводы

Ещё один фильм Киры Муратовой, (1971), который долгое время находился под запретом, до 1987 года. В ленте рассказана история матери, которая не могла отпустить своего повзрослевшего сына в свободное плавание. Главная героиня, Евгения Васильевна, очень любит своего ребёнка Сашу. Но мальчик уже давно вырос и мечтает уехать к своему отцу в другой город. Узнав об этом, Евгения Васильевна ещё сильнее начинает опекать сына. Однако парень оказывается достаточно мудрым, и поняв одиночество своей матери, он отказывается от идеи уехать.

Три истории

Артхаусный фильм "Три истории" вышел в прокат в 1997 году. В его основе — три новеллы об убийствах: "Котельная №6", "Офелия", "Девочка и смерть". В этих историях нет логики: убийцами становятся люди, на первый взгляд не способные на преступление.

Сценарии к новеллам Кира Муратова попросила придумать знакомых: с каждого — по рассказу о преступлении. Первую историю написал Игорь Божко. Сценарий "Офелии" — Рената Литвинова, она же исполнила главную роль во втором фильме. "Девочку и смерть" написала Вера Сторожева. В последней новелле сыграл Олег Табаков.

Настройщик

В 2004 году она сняла или не самый знаменитый свой фильм "Настройщик" - историю молодого влюбленного парня Андрея, который страдает из-за финансовых трудностей. Его любимая Лина, девушка из состоятельной семьи, привыкла ни в чем себе не отказывать и не ограничивать. Андрей начинает понимать, что честным трудом невозможно удовлетворить все потребности любимой, поэтому решается на серьезный шаг: в его жизни появляется место для краж и даже убийств. Лента получила шквал положительных отзывов и даже украсила кинофестиваль в Венеции.

Вечное возвращение

Последняя картина в карьере Киры Муратовой, которую она сняла в 2012 году. Конструкция картины устроена таким образом, что зритель не сразу понимает, что перед ним кинопробы к фильму. Один из главных героев приходит к своей бывшей однокласснице и спрашивает у неё совета, как ему поступить с женой и любовницей. И так, раз за разом, он уходит и возвращается вновь с одинаковыми вопросами.

Сейчас вы читаете новость «Кира Муратова била директора фестиваля сумочкой по лицу». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи