Документальные фильмы, представленные на VII Одесском кинофестивале, оценивала международная комиссия. По приглашению организаторов в состав жюри присоединилась Марина Разбежкина, российская сценаристка, режиссер, основатель московской школы документального кино и театра. В интервью gazeta.ua Разбежкина поделилась собственным подходом к преподаванию и работы в современной документалистике.
На фестивальной спецпоказе вы представили фильм "Здесь и сейчас". Расскажите, пожалуйста, об этой работе.
- Это фильм режиссера Марии Павловой, который я продюсировала. Маша - моя талантливая выпускница, она родом из Сахалина. Самая большая проблема этого острова - молодежь хочет его оставить. А возможности ограничены. Они как бы рожденные в огромном ловушке. Поэтому это кино о разрыве между реальностью и мечтами. Это очень детальный взгляд на героев, людей возраста 20-25 лет. В фильме важно не отделаться от героя общими штрихами - надо во всех подробностях показать его жизни, следовать за ним. В этой картине режиссеру это удается.
Кого из украинских режиссеров можете похвалить?
- Конечно, это Мирко Слабошпицкий, он прекрасно выбирает темы и методы работы с кино. Роман Бондарчук, автор документального фильма "Украинские шерифы" о добровольных патрульных в селе под Херсоном. Поразила очень правдивая лента о Майдане и события на Донбассе "Алиса в стране войны" режисерок Алисы Коваленко из Запорожья и харьковчанки Любви Дураков. Я люблю свою студентку Катю Горностай. Сейчас она работает в Киеве, снимает замечательные игровые короткометражки. Вы еще о ней не раз услышите, у Кати впереди большой успех.
На карикатуре вашего студента вы изображены как врач, исцеляющей инъекциями реальности от "хронического патриотизма", "скрепоза" и "недержание морали". Чего именно и как вы учите молодежь?
- Первое - лишаю пафоса. Они не должны говорить "я художник", "это моя раннее творчество", "возродить духовность страны". Так, перед нами реальность, и ее просто показать не плоско.
Запрещаю студентам снимать художественные фильмы. Любой режиссер должен хотя бы три первых года заниматься только документальным кино. Тогда поймет, что такое на самом деле человек. Иначе герои в фильме будут выглядеть, как марсиане из космоса, не похожими на настоящих людей.
На документальные съемки можно отправляться без сценария. Главное - идея, герой и раскрыт перед зрителем конфликт. Где взять материал? Походите с камерой за человеком, впервые приехала в большой город из деревни и видит его таким, как представляла. Или снимите, как городская барышня попадает в глубокой провинции. Это жизнь - умейте его увидеть.
Как выбрать героя фильма?
- Знаете, есть такие очень чистые, искренние, добрые люди. Так вот для искусства они - не герои. Никогда! Герой должен быть негодяем. Тогда будет выглядеть на экране отчетливо, затрагивать зрителя. А святоши преимущественно зануды. Только не воспринимайте буквально. Негативными могут быть отдельные черты, даже болезнь человека. Важно раскрыть палитру личных качеств - и темные стороны, и светлые.
Интересного героя нашла моя студентка. Сняла фильм о человеке, который постоянно оскорбляет жену, называет ее дурой и коровой. А когда он подходит к камере и делится воспоминаниями о Чернобыльской катастрофе и смерти 12-летнего сына - воспринимаем его совершенно иначе, кино передало личную трагедию персонажа, и мы прощаем все его недостатки.
Чего должен избегать каждый режиссер?
- Я часто повторяю студентам: "Не ориентируйтесь на больших мастеров. И на меня не ориентируйтесь". Молодежь должна быть собой, быть современной. Не надо претендовать на классику. Иногда 25-летние режиссеры мыслят, как им 80, хотят идти "путем больших".
Может кино менять зрителя и общество в целом?
- К сожалению, меняются только умные люди. Глупые остаются, как есть. На самом деле хороший режиссер - это тот, кто фиксирует реальность, ни во что не вмешиваясь. Но открывает то, чего мы не знали, изображает человека иным, чем мы представляли. И только тогда режиссер меняет то - не мысленно, а потом действий зрителей.
Недавно в Казахстане Мадина Мустафина сняла незабываемое кино "Милана". Героиня - семилетняя жизнерадостная девочка. Живет с родителями-алкоголиками, которые живут в кустах у реки. Зритель может сказать: "Как можно этот ужас снимать, заберите у этих нелюдей ребенка". Но хорошо уже то, что кого-то такое желание появилось - пожалуйста, меняйте ситуацию. А к режиссеру никаких претензий быть не может. "Сопли в сахаре" - дешевые мелодрамы, вымышленные сюжеты - это не реальность, а потому это - не кино. Режиссер рассказывает правду, которая переворачивает вам душу. Такова его задача.
Комментарии