Известный фотограф Ростислав Шпук завершил очередную фотосессию из проекта Б.О.М.Ж. ("Без Oзнак Мистецького Життя"). Она будет напечатана в следующем выпуске уличного журнала "Просто Неба".
"Просто Неба" - издание социально-культурного характера, направленное на помощь беспризорным людям. Проект Ростислава Шпука Б.O.М.Ж. реализуется уже давно. Он заключается в изображении известных писателей в качестве бездомных. В проекте уже приняли участие Тарас Прохасько, Юрий Издрык, София Андрухович, Владимир Ешкилев, Юрий Андрухович, Олег Гнатив, Таня Малярчук, Григорий Семенчук.
На этот раз в объектив фотокамеры попали поэт и переводчик Андрей Бондарь и его дочь Варвара.
Ростислав Шпук рассказал Gazeta.ua о цели проекта, процессе съемок и курьезах, случившихся во время работы.
Где именно происходили съемки в этот раз?
- Все серии "бездомого" фотопроекта пока почти неизменно делались в старой, центральной части Франковска, с условным началом отсчета координат в очень выразительном доме 1903 рождения, в котором я живу. Пока единственное отклонение от Франковска проекта Б.О.М.Ж. - фотосет Олега Гнатива (Моха), который мы "играли" в Гамбурге.
Поскольку фотопроект создан прежде всего для социального журнала "Просто неба", то для этого фотопроекта важна преемственность, таким образом, каждый фотосет в какой-то степени - сиквел предыдущих, хотя бы духовный.
Неизменность локации этому способствует?
- Сам город является равноправным протагонистом этих фотоисторий, интересно фиксировать то, что неподвижно исчезает, но в подвижном контексте жизни наших фотогероив. Например, красиво агонизирующий домик, возле которого "жила" и сушила свои рисунки "героиня" Тани Малярчук, снесли в считанные дни после фотографирования, хотя до этого он неспешно умирал себе где-то десятилетие.
Как реагировали обычные люди на улице, которые наблюдали за вами?
- Двигаемся мы партизанскими дорожками настоящих беспризорников, а они пролегают от норки к норке через людные места. Прохожие смотрят на это растерянно и для самоуспокоения, думаю, выбирают себе экспресс-трактовки увиденного как сумасшествия, тем более что из различных причин изображаемого бездомности мы действительно выбираем обозначенные "художественным сумасшествием", поскольку проект, все же, достаточно художественный . Миниконфликты случаются почти каждый раз. В случае с Андреем - когда снимали последние кадры ис ежевидним мешком, в объектив попала краснолицая на тот момент женщина, которой в силу какого-то отравления без поддержки стены перемещаться было трудно. А метров через 100 по ее следам немного ровнее шел какой-то человек, который решил не покидать "безобразия" просто так и напал на нас со словами "эта женщина со мной, я всьо вижу, что вы здесь с бутылка, я сейчас сфотографирую, чем вы тут занимаетесь и повешу в газету". Если бы он знал, что "повесить в газету" примерно и было целью того, чем мы занимались. В фотосете с Григорием Семенчуком общественный конфликт возник (несмотря на парковое безлюдье 9-ти часов воскресного утра), когда мы высаживали фотогероя у ног Шевченко на высокий постамент нового памятника, скорее напоминающего молодого Ющенко с непропорционально огромными руками, которые не крали. Правда, увидев журналистское удостоверение и фотоаппарат, защитник Шевченко принялся активно помогать.
Как реагировала Варвара? Ведь раньше она уже видела маму и дедушку в образе бездомных (Софию и Юрия Андруховичей - ред.). Почему на этот раз Вы решили снять ребенка?
- Идея с Варварой пришла, как и положено приходам идей, коротким путем, с черного хода, никого не спрашивая. Не исключено, что лет через 15 для "Просто Неба" сможем фотографировать самостоятельно Варвару, как хорошую писательницу, а после уже можно и все семейство в куче, под видом некоего кочевнического лагеря (смеется). Прожила фотографирование Варвара чрезвычайно мужественно и артистично, на одном дыхании, хотя не очень велась на наши взрослые сценарии, потому что постоянно продуцирует собственные. А трудно было всем в условиях 35-градусной жары, которая больше взъерошивала процесс.
Большинство идей приходят уже в процессе съемок. Но, наверное, у Вас возник общий план фотосета заранее...
- Определенный план действий есть, от которого святое дело - отступать, накладывая что-то не запланировано на действительность, реалии. Эти модели не хочется ущемлять собственной настойчивостью, потому что все-таки главным в фотопроекте является лицо литератора, и следует что-то рассказать о нем. Поэтому "в работе" всегда избегаем застывшего позирования, фото - это не студень, эти фотографии должны быть матовыми во всех смыслах, герой живет, производит определенные действия, а фотоаппарат за ним подглядывает.
Комментарии
2