Мое кино о страхе. О том, как не сдаваться перед его лицом
Так говорит словацкий режиссер Иван Остроховский. Его драма "Служители" получила специальное упоминание жюри Международного конкурса 11-го Одесского кинофестиваля. Проходил с 25 сентября по 3 октября в формате онлайн, пишет журнал "Країна".
Действие происходит в 1980-м в Чехословакии. Михал и Юрай - студенты братиславской духовной семинарии. Опасаясь закрытия учебного заведения, наставники воспитывают семинаристов по канонам Коммунистической партии. Каждый студент должен выбирать: сотрудничать с режимом или выживать под пристальным наблюдением спецслужб, по сюжету.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Некоторые зрители сравнивают "Атлантиду" с фильмом "Безумный Макс" - режиссер
"Мои герои - наивные, но мужественные и смелые. Преподаватели пытаются сломить дух юношей, - говорит Остроховський. - Хотел снять о том, через что прошла наша страна при тоталитаризме. Но искал новый угол зрения. Изучал ситуацию в семинариях. Обнаружил, что были и голодные забастовки, и местная тайная полиция, и секретные тюрьмы. Решил, что это хорошее место, чтобы поднять моральную проблему коллаборационизма. Многие священники сотрудничали с властью - за это получали карьеру, хороший заработок и возможность путешествовать.
Я не католик и не коммунист, поэтому мой опыт был с нуля. Ничего не знал о тех временах. Все рассказывали о чувстве паранойи. Чтобы фильм был пропитан этой атмосферой ужаса, его сняли черно-белым. Также это сделало историю более универсальной. Сочетание этих цветов - язык, понятный во всем мире.
Исполнители главных ролей - вообще-то не актеры. Знал, что эти ребята не умеют играть хорошо. Поэтому создавал атмосферу через формат съемки, использование пространства, музыку, акцент на темноте. Писал сцены, рассчитанные на конкретные места, которые мы находили с оператором. Можно сказать, что сами локации были актерами. Большую часть времени времени герои заперты в закрытых помещениях. Эти внутренние пространства говорят о давлении, которое оказывалось на людей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рассказываем историю через танец. Им сложнее всего манипулировать - литовский режиссер
Семинаристы в ленте попадают в ситуацию паранойи, ключевым элементом которой является недостаточность информации. Кто-то из ближайшего окружения может оказаться секретным агентом, а кто-то тайным осведомителем. Хотел, чтобы зрители были почти в таком же положении, как и персонажи - не знали всего. Поэтому некоторых кусочков сюжета как будто не хватает. Искал равновесие, чтобы фильм и держал в напряжении и неизвестности, и давал ровно столько информации, сколько нужно.
Многие за границей не понимают, как взаимодействовали официальная церковь, ее секретная часть и спецслужбы. Столкнулись с дилеммой: сколько нам вообще объяснять зрителю? Поняли, что надо скорее показывать в атмосфере. Чтобы люди могли почувствовать то, что происходило.
Прошло более 30 лет со свержения коммунизма. Современные студенты уже не интересуются теми временами. Мне важно было донести эту историю до молодежи. Чтобы они столкнулись с той реальностью на экране.
Вообще в Словакии мы сейчас будто подводим жирную черту под собственным прошлым. Хотим сказать, что все забыли. Но не поднимать старые грехи - это не решение проблем, которые существуют до сих пор".
Полную версию материала читайте в журнале "Країна" от 8 октября.
100 фильмов из более чем 30 стран показали на 11-м Одесском международном кинофестивале. Официальную платформу мероприятия oiff.online посетили более 20 тыс. пользователей. Обсуждения с творческими группами и мастер-классы транслировались в Facebook и YouTube. Большинство кинематографистов подключались через видеосвязь.
Комментарии